Марк Цукерберг запустил «Thefacebook» из своей комнаты в общежитии Гарвардского университета 4 февраля 2004 года. Он задумал сайт как средство связи для студентов, которые получили возможность сами создавать себе сетевое альтер эго.
За время, прошедшее с того дня, сеть покрыла большую часть планеты. В числе ее зарегистрированных пользователей, заходящих на свои странички хотя бы раз в месяц, более 1,2 млрд человек — седьмая часть всего населения Земли, как сообщается в недавнем отчете компании.
Цукерберг уже обозначил вехи, к которым компания подошла на рубеже своего десятилетия, на отраслевой конференции Open Compute Project Summit в Кремниевой Долине. В начале пути — и это неудивительно — никто не рассчитывал, что Facebook приобретет такой размах и влияние. После запуска первой версии «казалось круто уже то, что есть такой инструмент и вокруг него сформировалось университетское сообщество», — вспомнил Цукерберг.
Конечно, уже тогда было понятно, что кто-нибудь когда-нибудь сделает подобный сайт, которым будут пользоваться люди всего мира. «Но мы не питали честолюбивых надежд, что это будет наш сайт», — отметил он.
С того времени сайт Facebook и построенный вокруг него бизнес — ныне акционерная компания, претерпел радикальные изменения. Сеть регистрирует триллион обновлений статуса, текстовых постов и других элементов контента, которые хранятся на «стенах» пользователей. Сейчас компания предпринимает попытки индексировать из с помощью механизма поиска Graph Search.
Компания не проявила должной оперативности с выходом на важный рынок мобильных приложений, и когда в 2012 году состоялось первичное размещение ее акций, инвесторы проявляли скептицизм по поводу того, что она сможет обратить в прибыль сервисы для небольших экранов. Но совсем недавно, компания сообщила, что свыше половины прибыли от размещения рекламы теперь поступает с мобильных устройств.
Одновременно, Facebook повышает интеллектуальность инфраструктуры размещения и предоставления рекламы, используя инструменты таргетирования для показа объявлений тем пользователям, которых они, предположительно, могут более всего заинтересовать.
Компания также экспериментирует с новыми способами предоставления контента. В ближайшие дни будет выпущено приложение Paper для смартфонов iPhone, предоставляющее совершенно новый способ делиться фотографиями и ссылками на опубликованные статьи.
В рамках долгосрочной стратегии, как намекнули в Facebook, компания планирует выпустить целый ряд самостоятельных приложений самого разного назначения.
Компания также предпринимает усилия, чтобы интернет становился доступен большему числу людей в мире. Для Facebook это отчасти благотворительность и отчасти способ получить прибыль, поскольку эти усилия способны в конечном итоге принести компании следующий миллиард пользователей. На вопрос, зачем был начат этот проект, получивший название Internet.org, Цукерберг ответил, что его побудило на это чувство ответственности.
«В мире не так много компаний, располагающих такими ресурсами и такой широтой распространения, как Facebook сейчас», — пояснил он.
Компания еще не объявила, как она намерена отметить свое десятилетие, известно только, что здесь намерены рассказать, как она «изменила мир» за минувшие 10 лет, и что запланировано на следующее десятилетие.
Для самого же Цукерберга это не первая важная дата в нынешнем году: в мае ему исполнится 30.