Илья Катчан надеется, что уже в скором времени в российском офисе SAS госсектор займет такую же долю, как и в мировом бизнесе компании |
(см. «Утверждена концепция развития электронных госуслуг», Computerworld Россия, № 01, 2014). Для достижения последней цели необходимо анализировать как формализованные отклики сограждан в разделах государственных и муниципальных сайтов, отведенных для жалоб и предложений, так и их высказывания, порой в весьма вольной форме, на иных интернет-ресурсах.
Средства такого рода аналитики — один из «коньков» SAS. А госсектор — один из важнейших клиентов, на него приходится около 14% оборота. В России эта доля менее 10%, однако офис компании надеется, что она вырастет уже в ближайшее время.
Тем более что, по словам Ильи Катчана, директора по работе с государственными организациями SAS Россия/СНГ, для решений его компании характерно то, что, в отличие от продуктов многих конкурентов, они позволяют не только составлять отчеты «о прошлом», но и предсказывать, с той или иной долей достоверности, грядущие события.
Разумеется, поиск тех, кто недоволен качеством госуслуг, не единственное возможное применение госорганами средств текстового анализа неструктурированных данных. Найдется что поизучать в Интернете таможенникам, налоговикам, представителям силовых ведомств.
В России госпроекты сейчас находятся на пилотной стадии, причем многие из них ведутся в закрытых ведомствах, которые не склонны делиться с общественностью результатами внедрений, да и вообще признавать факт их наличия. Поэтому сотрудникам российского отделения SAS пришлось ограничиться примерами из «чужой» жизни. Так, на Украине местное МВД с помощью средств компании отслеживает активность футбольных фанатов с целью предотвращения стычек между ними.
В Дании анализ общения на «наркоманских» сайтах позволил выявить наиболее популярные пути доставки запрещенных веществ (через Канаду) и даже применяемую при этом тару (пластиковые пищевые контейнеры).
Другой пример из жизни этой страны связан с сайтами государственных и муниципальных закупок, которых в Дании очень много и свести которые в единый ресурс местные власти так и не смогли. Так же как и добиться строгой категоризацими заявок. К тому же датский алфавит содержит специфические символы. Все это дает возможность составлять спецификации закупок так, чтобы найти конкретный, не вполне правильно описанный и размещенный в неподходящей категории заказ могли найти лишь конкретные претенденты на его выполнение.
Для нормализации ситуации был создан специализированный портал, к которому подключили большую часть «закупочных» ресурсов. Размещенное на портале ПО в автоматическом режиме анализирует предложения и исправляет ошибки в описании лотов и их размещении. К тем же сайтам закупок, которые не подключились к системе анализа, датские правоохранители демонстрируют повышенный интерес.
Экономический эффект от внедрения датчане оценили, в пересчете на доллары, в 800 млн в год.
В SAS Россия/СНГ «государственное» подразделение создано в 2012 году. Сейчас в нем работают четыре сотрудника, в течение года к ним присоединятся еще двое. Растет и количество «пилотов», в 2012 году их было два, в 2013-м — десять, в этом ожидается около двадцати. Шесть проектов подходят к стадии сделки.