«В нынешний период преобразований нет лучшей кандидатуры на пост главы Microsoft, чем Сатья Наделла», – заявил основатель и бывший председатель совета директоров компании Билл Гейтс.
Гейтс ушел с позиции председателя совета директоров, которую он занимал с момента основания компании, а его новая должность будет называться «основатель и советник по технологиям». В Microsoft подтвердили, что ближайшую неделю Гейтс проведет в компании, консультируя Наделлу по вопросам «выбора направлений для дальнейшего развития продуктов и технологий».
Новым председателем совета директоров стал Джон Томпсон, бывший генеральный директор Symantec, возглавлявший в последнее время комитет по поиску нового "рулевого" Microsoft.
46-летний Наделла, проработавший в Microsoft 22 года, был выдвинут на должность генерального директора с поста исполнительного вице-президента, отвечавшего за деятельность подразделения Microsoft Cloud and Enterprise, которое предлагает целый ряд наиболее прибыльных для Microsoft продуктов и набирающих популярность сервисов, в том числе облачную платформу Azure и SQL Server.
Прежде чем возглавить Cloud and Enterprises – одну из новых групп, созданных в процессе реорганизации, которую инициировал бывший генеральный директор Стив Балмер – Наделла руководил подразделением Server and Tools Business. В 2012 году оно стало в Microsoft вторым по объему продаж. Еще раньше Наделла работал в группах, занимавшихся онлайн-сервисами и продуктами Office.
На поиск нового генерального директора у Microsoft ушло чуть менее пяти месяцев. Процесс этот начался в августе прошлого года, когда Балмер неожиданно объявил, что уйдет в отставку в следующем году. Поначалу фаворитами считались внешние кандидаты – в том числе генеральный директор Ford Motor Алан Малалли, решивший в декабре выйти из этой гонки – однако затем совет директоров начал отдавать предпочтение людям, которые уже работали в Microsoft. В ноябре Гейтс заявил, что следующий генеральный директор должен «комфортно чувствовать себя в организации, занимающейся высокими технологиями, и уметь находить общий язык с ведущими техническими специалистами». Эти слова были восприняты всеми как желание назначить на пост генерального директора человека, который бы не только разбирался в технологиях, но и хорошо представлял себе все процессы, происходящие внутри компании. На протяжении нескольких месяцев Наделла считался одним из таких внутренних кандидатов. Наряду с ним в списках фигурировал Тони Бейтс, бывший генеральный директор Skype, возглавляющий ныне направление разработки продуктов делового назначения. Называлось также имя Стивена Элопа, бывшего генерального директора Nokia, который вернется в Microsoft (когда-то он работал в подразделении Office) после окончательного завершения сделки с финским производителем телефонов.
«Для Наделлы это будет очень высокая должность, – заметил главный аналитик компании Moor Insights & Strategy Патрик Мурхед. – Он, конечно, опытный руководитель, но я не уверен, что этого опыта окажется достаточно, для того чтобы успешно руководить таким гигантом как Microsoft. Наделла добился немалых успехов в областях, где Microsoft действительно проделала хорошую работу (в частности, в подразделении серверов и инструментальных средств), но у него нет опыта работы в тех сферах, которые вызывают сегодня у компании наибольшую обеспокоенность, например, в потребительском сегменте».
Аналитики внимательно следили за всеми перипетиями процесса поиска генерального директора, ведь сейчас Microsoft находится на перепутье и наряду с традиционным для себя рынком ПК, который является для компании основным источником доходов, пытается охватить сектор мобильных технологий. В настоящее время ПК выходят из моды у потребителей, и ставка на Windows 8 себя не оправдала. В 2012 году Балмер анонсировал смену стратегического курса, провозгласив начало преобразования компании из производителя программного обеспечения, которым она являлась на протяжении десятилетий, в поставщика устройств и сервисов.
Впрочем, с тех пор Microsoft особо не продвинулась в этом направлении. Наибольший доход корпорации по-прежнему приносят подразделения, продающие ПО. Они же покрывают убытки групп, занимающихся поставками устройств. Тем не менее, в 2013 году Балмер приступил к реорганизации и инициировал покупку Nokia за 7,4 млрд долл., которую поддержал и Наделла.
«Сегодня мы нацелены на выпуск более широкого спектра устройств, – указал новый генеральный директор в письме сотрудникам Microsoft. – И хотя сделка еще не завершена, мы рады приветствовать в своей семье устройства и сервисы Nokia, открывающие перед нами новые возможности на рынке мобильных технологий».
Наделла подтвердил приверженность выбранной ориентации на поставки устройств и сервисов и пообещал поддерживать философию компании, обслуживающей интересы двух категорий клиентов – корпоративных пользователей и конечных потребителей. «Наша стратегия направлена на привнесение новых ценностей, – подчеркнул он. – И с выпуском каждого очередного сервиса или устройства мы должны демонстрировать еще больше инноваций, поддерживающих выбранные сценарии».
«Назначение внутреннего кандидата всегда считалось более простым и консервативным подходом, – заметил аналитик консультационной компании Levick Питер Ламотт. – Важно было выбрать того, кто продолжил бы традиции компании и сумел сохранить сложившееся восприятие ее марки. Представьте себе проблемы, которые возникнут, если новый генеральный директор поведет организацию в совершенно другую сторону. Наделла – это не просто человек из Microsoft, но и специалист, имеющий, с точки зрения Гейтса, гораздо более серьезную техническую подготовку по сравнению с Балмером, который начинал в Microsoft в продажах. По той информации, которая у нас имеется, Гейтс уделял отбору кандидатов очень серьезное внимание, и назначение Наделлы наряду с заявлением Гейтса о намерении консультировать нового генерального директора лишний раз подтверждают это.
Некоторые полагают, что Гейтс был здесь даже чересчур активен. Многие аналитики с Уолл-стрит ожидали, что другим членам совета директоров удастся противодействовать напору Гейтса и привлечь кого-то со стороны. Аналитики предпочли бы, чтобы на пост генерального директора Microsoft был назначен человек, имеющий опыт управления крупной организацией, пусть даже и не слишком хорошо разбирающийся в программном обеспечении, человек, который встряхнул бы компанию, продал не приносящие дохода активы (например, Xbox) или даже разделил компанию на корпоративный и потребительский сегменты. Это способствовало бы увеличению стоимости ее акций, которые на протяжении вот уже долгого времени не показываются роста».
Изначально предполагалось, что в случае назначения выходца из своей среды (например, Наделлы) руководство корпорации отрядит ему в помощь более опытного руководителя, возможно, из состава совета директоров. Смена статуса Гейтса, пусть даже новым обязанностям он будет уделять только часть своего рабочего времени, лишний раз подтверждает эти слухи.
Является ли Гейтс на самом деле таким человеком – ведь после 2008 года он отошел от оперативного управления Microsoft, да и в бытность генеральным директором не демонстрировал особого изящества на ниве потребительских продуктов – неясно.