Тим Бернерс-Ли: «Великой Паутину сделали миллиарды ее пользователей» |
В интервью газете The Guardian по поводу 25 годовщины Web Бернерс-Ли выразил уверенность в том, что Всемирной паутине сегодня нужна законодательно закрепленная защита.
«Нам необходима глобальная конституция — билль о правах, — заявил он. — Великой Паутину сделали миллиарды ее пользователей. Надеюсь, многие из них присоединятся сегодня ко мне в отмечании этой важной даты. Я также надеюсь, что этот юбилей положит начало международной дискуссии о необходимости защищать принципы, благодаря которым Всемирная паутина стала успешной, а также о потребности раскрыть ее еще не реализованный потенциал. Убежден, что можно построить истинный Web для всех — доступный всем с любого устройства, гарантирующий соблюдение прав человека и позволяющий каждому реализовать свои возможности».
12 марта 1989 года Бернерс-Ли представил на рассмотрение Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) доклад, озаглавленный «Предложение по управлению информацией». В нем он описал глобальную гипертекстовую систему под названием Mesh, ставшую концептуальной основой Всемирной паутины.
Со временем Web стал целым миром с массой возможностей, от простого обмена информацией до электронной коммерции и не только. Но по признанию изобретателя, он все больше становится обеспокоен тем, что правительственные и иные структуры пользуются Web для составления досье на людей.
Бернерс-Ли призвал США отказаться от контроля над Администрацией адресного пространства Интернета IANA и пересмотреть роль авторских прав и патентов на программное обеспечение. «Необходимо серьезно переработать законы об авторском праве, из-за которых люди попадают в тюрьму, и которые были созданы по большей части для защиты киноиндустрии», — заявил он.
В обозримом будущем, по мнению Бернерса-Ли, человечеству следует сосредоточиться на трех вопросах: как подключить к Всемирной паутине почти две трети населения планеты, у которых еще нет доступа; у кого может быть право собирать личные данные людей, для каких целей и по каким правилам; как взамен проприетарных технологий создать открытую архитектуру высокого быстродействия, способную работать на любом устройстве.