Пятый форум App4All собрал почти тысячу разработчиков мобильных приложений, представителей крупного и среднего бизнеса, а также экспертов ИТ-индустрии |
Собравшиеся обсуждали развитие интернет-отрасли и индустрии мобильных приложений и актуальные проблемы, стоящие перед их создателями. В форуме приняли участие как представители экосистемы разработки приложений, так и их потенциальные партнеры – операторы мобильной связи, специалисты крупных ИТ-компаний и аналитических агентств, в чью сферу интересов входит изучение мобильных технологий.
Москва и далее везде
Традиционно в программу форума был включен аналитический доклад о российском пространстве Интернета – его представила директор по интернет-исследованиям аналитической компании TNS Россия Инесса Ишунькина. Наибольшая часть российских интернет-пользователей (68%) по-прежнему предпочитают выходить в Сеть с настольных устройств, отметила Ишунькина, еще 37% пользуются для этого смартфонами, 23% — планшетами; доля тех, кто использует SmartTV, пока невелика – 9%. Подавляющее большинство (71%) пользуется для выхода в Интернет не одним устройством, а несколькими и только 36% использует исключительно десктопы. Интересно, что среди активных интернет-пользователей – тех, кто заходит в Сеть каждый день, – доли использующих для этого настольные ПК и смартфоны, практически равны: 78 и 77% соответственно, а доля тех, кто предпочитает планшеты, немногим ниже – 62%. Все это, по словам Ишунькиной, ставит под сомнение достоверность традиционного способа измерения популярности интернет-ресурсов — путем подсчета уникальных посетителей.
Как рассказала Ишунькина, в TNS Россия также подсчитали, какие сайты и мобильные приложения наиболее популярны среди пользователей настольных и мобильных устройств. Пока исследование охватывает только жителей Москвы, но до конца года компания планирует расширить его на Санкт-Петербург и другие города-миллионники.
Исследования TNS показали, что предпочтения пользователей сильно зависят от типа устройства. Так, работая за десктопом, они чаще всего используют поисковые сайты, социальные сети, почтовые и новостные сервисы, смотрят видео. В то же время при использовании мобильных устройств первое место по частоте обращения занимают картографические сервисы, на втором месте соцсети, чуть уступают им различные интернет-месседжеры, за ними следуют игры, а замыкает список тематик видео.
Рейтинг самых популярных ресурсов, посещаемых с десктопов, возглавляет «Яндекс», который, по данным TNS, использует 3,5 млн человек ежедневно, за ним следует социальная сеть «ВКонтакте» (2,4 млн человек) и, наконец, Mail.ru. Поиском Google с настольного ПК пользуется 1,1 млн человек ежедневно, «десктопные» аудитории соцсетей «Одноклассники» и Facebook составляют 1,1 млн и 600 тыс. человек соответственно.
Совсем иная картина наблюдается, по данным TNS, среди тех, кто выходит в Интернет с мобильных устройств. Здесь на первом месте «ВКонтакте» (1,7 млн человек ежедневно), на втором – мессенджер WhatsUp (1,1 млн человек), а «Яндекс» незначительно, но уступает поисковику Google (0,9 млн против 1,1 млн соответственно). Пятерку лидеров замыкает Instagram (700 тыс. человек), а Facebook и «Одноклассники» набирают 0,6 млн и 0,4 млн человек соответственно. Среди мобильных приложений лидерами являются «ВКонтакте» (среднесуточная аудитория 1,4 млн человек), WhatsUp (1,1 млн человек) и Instagram (719 тыс. человек). На четвертом месте Viber (496 тыс. человек), а на пятом – «Яндекс.Карты» (494 тыс. человек). Однако использование мобильных приложений сильно зависит от возраста, отметила Ишунькина. К примеру, «ВКонтакте» является самым популярным для аудитории от 12 до 24 лет. Более старшие пользователи (25-34 года) наиболее часто используют приложение YouTube, а «ВКонтакте» здесь находится лишь на третьем месте. И наконец, москвичи в возрасте от 35 до 64 лет чаще всего используют Google, Skype и «Яндекс.Карты», а мобильное приложение «ВКонтакте» даже не вошло в первую десятку.
Создать и продать
Много времени на форуме было уделено монетизации мобильных приложений, а также поддержке начинающих разработчиков со стороны банков и мобильных операторов.
В настоящее время рынок игр растет быстрее, чем рынок других мобильных приложений, отметил менеджер по развитию бизнеса компании App Annie в России и СНГ Леонид Елецких. Если второй в 2013 году вырос в 1,4 раза, то первый – в 2,6 раза, сообщил он. Однако, подчеркнул Елецких, войти на рынок игр сейчас довольно сложно – надо располагать солидным бюджетом, позволяющим провести масштабную рекламную кампанию и удержать игру в топ-листах магазинов приложений достаточно долгое время.
Елецких также отметил, что основными методами монетизации приложений в России остаются плата за его использование и доходы от рекламы, причем в процентном соотношении доля первого метода намного больше – 77% против 23%.
Финансовых вопросов коснулся также вице-президент, начальник управления развития малого бизнеса Сбербанка России Андрей Шаров. Он подчеркнул, что банкам интересно сотрудничество с мобильными разработчиками, но не в момент создания приложения, а когда те начинают его продавать. Он выделил интересные, по его мнению, ниши, в частности разработку приложений, позволяющие банкам удаленно продавать кредиты. Перспективным, по словам Шарова, могло бы стать «приложение для предпринимателя», которое помогло бы любому желающему оценить свои бизнес-способности, пройти обучающий курс, удаленно зарегистрировать юридическое лицо и получить кредит.
В рамках форума прошел также круглый стол, в котором приняли участие представители «большой тройки» сотовых операторов. Выяснилось: несмотря на то что операторы в целом готовы сотрудничать с разработчиками мобильных приложений и работают над созданием открытых платформ, которые бы позволили бы им выйти на новые рынки, а разработчикам – донести свой продукт до максимального количества пользователей, в целом диалог между этими двумя сторонами пока не налажен.
С одной стороны, не все разработчики готовы выполнять требования, которые предъявляют крупные публичные компании, в частности обязательное проведение тендеров, заявил директор департамента по развитию продуктов и услуг компании МТС Максим Марасанов. С другой стороны, сами операторы, по его словам, пока не увидели значимого интереса своих абонентов к предлагаемым им мобильным приложениям. В свою очередь, разработчики жаловались, что им сложно «достучаться» до операторов и наладить с ними сотрудничество.
Решить эту задачу пытаются в «ВымпелКоме», ответила старший менеджер инновационных продуктов дирекции по продуктам и развитию бизнеса компании Александра Кузнецова. В настоящее время, по ее словам, в компании разрабатывается проект открытой платформы, который подразумевает не только создание готовых API для разработчиков, но и организацию их общения с оператором, например, с помощью личного кабинета. Кроме того, дополнил ее слова менеджер проектов компании «МегаЛабс» Даниил Сазанов, как российские, так и международные операторы активно организуют сообщества разработчиков, а это эффективный способ налаживания взаимовыгодных отношений.
Общение через рюкзак
Представители Intel на форуме Apps2All рассказали о планах компании по развитию сферы Интернета вещей и продемонстрировали возможности применения в ней своей платы Galileo. Она была использована, в частности, для создания «цифрового рюкзака» — прототипа носимого устройства, оснащенного дисплеем, на который можно выносить текст и анимацию. Такой рюкзак, рассказали в intel, может служить не только средством самовыражения своего владельца, но и быть привязан к системам геопозиционирования, а также раздавать Интернет через Wi-Fi.