Анатолий Карачинский: «В нашем телекоме значительную часть зарубежных решений давно можно было заменить на отечественные, но никто не знает о такой возможности» |
По сравнению с аналогичным прошлогодним мероприятием желающих обратиться к правительству, воспользовавшись присутствием министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, и рассказать о наболевшем стало больше: на нерешенные проблемы отрасли наложилось беспокойство, вызванное надвигающейся непонятной и пугающей тенью перемен.
Многие выступающие не стеснялись критиковать присутствующего министра и его ведомство. Глава Минкомсвязи, постоянно записывая что-то в свой блокнот, ответил на претензии лишь однажды. Когда Валентин Макаров, президент ассоциации «Руссофт», объявил, что министр впервые появился на отраслевом деловом завтраке, который проводится в рамках ПМЭФ уже в четвертый раз, Никифоров парировал: «Так не приглашали. Как пригласили — так я и пришел».
Недооцененный на родине
Президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский высказался о той роли, которую высокопоставленные чиновники могли бы играть в представлении отечественных ИТ-компаний в России и за рубежом. «Когда президент Индии встречался с президентом США, то в своем часовом выступлении минут 45 говорил о достижениях индусов в области информационных технологий. Во время открытия этого форума президент России почти ничего не сказал про нашу отрасль. Судя по всему, Минкосмвязи не предоставило ему необходимой информации», — предположил Карачинский.
По его словам, рассказать уже есть о чем: в значительном количестве продаваемых на мировом рынке автомобилей имеется встроенное программное обеспечение, которое разработано в России. Кроме того, российские разработки используют 80% зарубежных телекоммуникационных компаний. «В нашем телекоме значительную часть зарубежных решений давно можно было заменить на отечественные, но никто не знает о такой возможности», — считает президент IBS.
О сложностях продвижения на местном рынке говорил и генеральный директор компании «Центр речевых технологий» Дмитрий Дырмовский: «Доходит до смешного. Свои новые разработки мы сначала внедряем за рубежом и только потом в России. Отечественные предприятия отказываются быть первыми, потому что у нас нет внедрений новинки».
Генеральный директор компании «Рексофт» Александр Егоров предложил в первую очередь навести порядок дома — на отечественном рынке, который по-прежнему перекошен в сторону «железа» и на котором слишком много некомпетентных заказчиков. «В России из-за огромных размеров страны и других сложностей создаются феноменальные решения, которые могут пригодиться за рубежом», — считает Егоров.
В то же время идея импортозамещения в качестве направления государственной политики ему категорически не нравится. «Под эту кампанию набегут разные люди. В лицо их знаю», — предупредил Егоров. При этом тон был такой, что все поняли: люди эти не очень хорошие. Глава «Рексофта» предложил поддерживать те ИТ-комании, которые хоть на доллар сумели продать что-то за рубежом.
Примечательно, что о проблемах на отечественном рынке говорили представители тех компаний, которые являются успешными экспортерами. Несмотря на недовольство ситуацией на родном рынке, он для них становится с каждым годом привлекательнее — об этом говорят результаты ежегодного исследования «Руссофт».
Беспокойство о будущем
Выступающие не могли обойти стороной тему санкций: почти каждому из них ведущий мероприятия Валентин Макаров задавал соответствующий вопрос. Абсолютно все отвечали, что никакого негативного влияния этих санкций не почувствовали. При этом высказывали свое мнение руководители как российских компаний, работающих за рубежом, так и иностранных компаний, имеющих офисы в России.
«Наши клиенты в США задавали вопросы о состоянии дел в России и на Украине, но никто текущие контракты не собирается разрывать. Однако нельзя сказать, изменится ли их позиция в будущем», — говорит Ричард Голоб, президент компании GGA Software.
Конкретную оценку возможных негативных последствий дал только президент Boeing Россия/СНГ Сергей Кравченко: «В России в области интеллектуального сервиса созданы сотни тысяч рабочих мест. Если политическая ситуация не будет улучшаться, то предполагаю, что половина из этих рабочих мест окажется под риском сокращения». Обращаясь к Никифорову, он предложил разработать госпрограмму, которая бы повысила конкурентоспособность России на мировом рынке и таким образом могла бы обеспечить занятость потерявших из-за политики работу высококлассных специалистов.
Свою позицию министр обозначил буквально в двух словах: по его мнению, импортозамещение необходимо, но оно должно осуществляться с позиции «мягкой силы» и без нарушения правил ВТО.