Борис Нуралиев: «Рынок нам поверил, и нам нужно оправдать его ожидания» |
Он призвал партнеров не расслабляться, так как риторика по теме импортозамещения пока не вылилась в конкретные меры по поддержке российских производителей софта, а вот агрессивность конкурентов резко возросла: они начали вкладывать больше ресурсов в борьбу с местными производителями. Между тем, если бы внутренний рынок был защищен, успешных отечественных ИТ-компаний могло бы быть намного больше.
«'1С' – средняя компания, которая обеспечивает 300 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест (программистов). Сто таких компаний в разных отраслях – и поручение президента создать 25 млн современных рабочих мест будет выполнено», – уверен Нуралиев.
Конкурентный арсенал
Главный соперник – корпорация SAP — сохраняет доминирующую позицию на российском рынке систем управления предприятием, однако «1С» наращивает направление ERP-решений в среднем на 33% в год и существенно опережает немецкого гиганта по количеству автоматизированных рабочих мест. Значительная разница в ценах, c одной стороны, не дает российскому разработчику догнать лидера по выручке, а с другой — решения «1С», подчеркивают в компании, наиболее конкурентоспособны на ERP-рынке: стоимость покупки ПО составляет 200-500 долл. на рабочее место, а стоимость внедрения «1С:Управление производственным предприятием» (УПП) в большинстве проектов не превышает 2 тыс. долл. на рабочее место. Еще одним конкурентным преимуществом в компании считают сравнительно низкую трудоемкость внедрения своих решений.
Что же до экономической эффективности внедрения систем управления предприятием, по итогам 60 проектов внедрения ERP-решений «1С» трудозатраты заказчиков в различных подразделениях снизились в среднем на 30%, оборачиваемость складских запасов увеличилась на 19%, а производственные издержки уменьшились на 8%.
Оправдать ожидания
Одно из главных орудий в конкурентной борьбе – выпущенное в прошлом году решение «1С:ERP Управление предприятием 2.0». «Это очень серьезная заявка, рынок нам поверил, и нужно оправдать его ожидания», – подчеркнул Нуралиев.
Многие корпоративные заказчики, участвовавшие в конференции, не так давно успели внедрить УПП, поэтому к ERP лишь с интересом приглядываются. Но и коммерческую версию «1С:ERP» за пять месяцев приобрели свыше 70 компаний, более половины которых – промышленные предприятия. Одним из заказчиков, 'пилотирующих' возможности ERP-решения «1С» для управления производственными процессами, является компания «Мотовилихинские заводы», выпускающая в том числе военную технику.
Особое внимание в 2014 году в «1С» намерены уделить поддержке внедрений. Партнерские центры компетенции по производству, строительству и торговле теперь объединены под брендом «1С:Центр ERP». Кандидатами на получение этого статуса являются 326 франчайзи, а 48 партнеров им уже обладают. В договоры информационно-технологической поддержки намечено включать новые сервисы, повышающие ее ценность в глазах клиента. Одним из таких сервисов на базе недавнего соглашения с компанией Acronis станет облачное архивирование данных.
Однако обычного информационно-технологического сотрудничества недостаточно для корпоративного рынка, которому необходим более высокий уровень сервиса, отметила Марина Слесаренко, замдиректора «1С» по работе с корпоративными клиентами. Поэтому крупным заказчикам адресуется спецподдержка уровня ИТС КОРП, которая ввиду сложности такого рода проектов станет обязательной для покупателей «1С:Предприятие 8.3 КОРП». Стоимость сопровождения в этом случае составит 15% в год от стоимости лицензий на ПО.
Адаптируясь к сложности
Число рабочих мест, автоматизированных за 2013 год в рамках крупных внедрений «1С:Предприятия», превысило аналогичный показатель «предкризисного» года в 3,5 раза. В некоторых из них только со стороны заказчика в проектную команду входит несколько сотен человек. По словам Слесаренко, на корпоративном рынке сегодня выполняются проекты очень высокого класса сложности: управленческой, технологической и методологической, что требует от партнеров соответствующего уровня компетенции.
«1С» постепенно приспосабливает свою франчайзинговую сеть к этим требованиям. С июля вводятся ограничения на продажи платформы «1С:Предприятие 8.3 КОРП» – корпоративную версию смогут продавать только компании, получившие необходимый для этого статус. По словам Слесаренко, большинство руководителей компаний, с которыми обсуждались предстоящие изменения в партнерской политике, включая тех, кто не попадет в сеть «1С:КОРП», поддержали их, так как сложность проектов порождает слишком высокие риски для бизнеса небольших компаний.
Партнерам, которые не претендуют на корпоративный статус, вендор рекомендует отделить относительно простой и ритмичный франчайзинговый бизнес от сложного и рискованного проектного. Кроме того, обсуждается возможность подписания партнерами, работающими на корпоративном рынке, этического кодекса, регулирующего отношения как при предоставлении услуг клиентам, так и между франчайзи.
В очень сложных (политически или технологически) проектах «1С» иногда берет на себя функции генподрядчика. Как, например, в первом масштабном облачном проекте на базе Linux по внедрению медицинской информационной системы в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова. Еще один знаковый проект компания сейчас выполняет для Департамента информационных технологий Москвы: облачная система кадрового учета на 3,5 тыс. рабочих мест охватит 2100 образовательных учреждений столицы.
Облака: модные, но негибкие
Программные продукты развиваются быстро, ИТ-мода часто меняется, и разработчики должны за ней следить, но пользователи от этого устают, не каждому хочется постоянно переучиваться. «Мы стараемся реже, чем раньше, менять версии систем. Развитие должно быть быстрым, но легким для пользователя», – отметил Нуралиев.
По словам Нуралиева, темпы роста продаж мобильных и облачных в корпоративном секторе довольно высоки. В частности, количество пользователей облачного сервиса 1cFresh.com за год выросло в три раза. Однако главная проблема облачных решений – недостаточная гибкость.
«Трудно сказать, где кончается мода и начинается устойчивая тенденция на корпоративном рынке», – отметил Сергей Нуралиев, руководитель отделения разработки экономических программ «1С». По его словам, разработчики сейчас стремятся «протоптать дорожки» от жесткой облачной модели к привычным и хорошо себя зарекомендовавшим кастомизируемым решениям.
Одно из перспективных направлений на базе облачных технологий, которое несколько лет назад начала развивать «1С», – аутсорсинг бухгалтерского обслуживания. Сначала возможности этой ниши были исследованы с помощью 12 совместных предприятий, а к настоящему времени подписаны договоры со 112 франчайзи. Объем направления «1С:БухОбслуживание», по оценке директора «1С», «пока крошечный» – около 3 млн долл. в 2013 году (в то время, как автоматизация бухучета силами франчайзи оценивается в 400 млн долл.), однако за год он удваивается. По мнению Нуралиева, рынок аутсорсинга учетных услуг можно увеличить в десять раз, как и долю «1С» на нем, которая сейчас не превышает 2%. «Мы можем вырастить новую индустрию», – уверен он.