Павел Ряйкконен: «Раньше такого не было, чтобы правительства пытались привлечь в свою страну или регион компании, которые специализируются на разработке компьютерных игр» |
По крайней мере, Павел Ряйкконен, исполнительный директор и сооснователь компании Nevosoft, организатора конференции, открывая мероприятие, заявил, что правительства многих стран начинают бороться за разработчиков игр, пытаясь обеспечить для них наиболее благоприятные условия, в частности создают льготные налоговые режимы.
«Раньше такого не было, — говорит Ряйкконен, — чтобы чиновники пытались привлечь в свою страну или регион компании, которые специализируются на разработке компьютерных игр. Это говорит о том, что отрасль стала крупной и способствует значимому повышению экспортного потенциала и появлению новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. При этом нужно учитывать, что для разработки компьютерных игр нужны не только программисты, но еще хорошие сценаристы и художники».
На несколько провокационный вопрос о том, стоит ли переводить бизнес в страны, где деловой климат лучше, исполнительный директор Nevosoft ответил, что нет никаких оснований для резких движений. Следовательно, условия в России воспринимаются если не очень хорошими, то вполне сносными. Во всяком случае они позволяют российским разработчикам компьютерных игр быстро наращивать обороты.
Продажи намного больше рынка
Насколько ежегодно увеличивается совокупный оборот российских разработчиков игр, достоверной информации нет. Доступны лишь некоторые данные о продажах в России. По итогам текущего года объем игрового рынка России достигнет 1,14 млрд долл. — таков прогноз международной исследовательской компании Newzoo. Эта компания считает, что аналогичные рынки Германии, Франции и Испании менее перспективны. Судя по тому, что в исследовании Newzoo упоминалось около 60 млн российских игроков, речь идет обо всех играх, а не только о мобильных. К тому же, скорее всего, учитывались все способы заработка, включая доходы от рекламы, которая размещается на одной страничке с бесплатной игрой.
Имеются также результаты исследования российского рынка мобильных приложений. По данным J’son & Partners Consulting, его объем в 2013 году составил 246 млн долл., а среднегодовой рост в ближайшие три года прогнозируется аналитиками на уровне 170%. Общая выручка 20 крупнейших российских разработчиков мобильных приложений, судя по рейтингу CNews Analytics, достигла в прошлом году 948 млн долл. Это значит, что большую часть дохода от разработки в России обеспечивает экспорт.
Скорее всего, подобное соотношение характерно и для компьютерных игр, включая мобильные. Во всяком случае разработчики таких игр ориентированы прежде всего на европейский и североамериканские рынки. В докладах на White Nights: Mobile Games Conference, как правило, рассматривались проблемы продвижения за рубежом и почти не уделялось внимания российскому рынку.
«Основная масса игр в России и на Украине создается для североамериканских и европейских рынков. Чаще даже для североамериканского. Если кто-то из разработчиков ориентируется только на русскоязычную аудиторию, то это скорее исключение, чем правило», — говорит Александр Дзюба, исполнительный директор киевской компании Playtestix, которая занимается тестированием игр на предмет их восприятия пользователями.
По словам Дзюбы, американцы, европейцы, россияне и украинцы одинаково оценивают графику и функционал компьютерных игр. Существенное различие только в том, сколько они готовы платить за приложение. Восприятие восточных людей (например, китайцев и индусов) совсем другое. Поэтому фокус-группы из европейцев для тестирования игр, создаваемых для китайского и индийского рынков, не подходят.
Огромный и быстрорастущий рынок Юго-Восточной Азии потенциально очень интересен для российских разработчиков, но пока они могут наращивать продажи и в ментально более близких странах.