«Закон о спаме» не избавит абонентов от SMS-спама, пока не будет четкого определения, что ответственность за его распространение несет заказчик, а не исполнитель, считает глава Devino Telecom Данила Шмелев |
Под спамом в компании подразумевают не только сообщения, на которые абонент не давал согласия, но также SMS, содержание которых противоречит закону «О рекламе», — предложение наркотиков, интим-услуг, алкоголя и так далее. На данный момент, как отмечают в Devino Telecom, только каждая пятая рекламная рассылка соответствует требованиям данного закона.
Для того чтобы изменить эту статистику, считают в компании, нужно обязать операторов заключать прямые договора с непосредственными заказчиками SMS-рекламы, а тех, кто предоставляет услуги SMS-информирования, — проходить процедуру аккредитации и использовать методы премодерации SMS-трафика.
В настоящее время, рассказал генеральный директор Devino Telecom Данила Шмелев, рынок SMS-рассылок в России, по сути, формируют два альянса. В первый, помимо Devino Telecom, из крупных игроков входит также компания MFMSolutions, во втором «системообразующими» являются компании SMSTraffic и «Связной Загрузка». Только эти четыре компании, по сути, и сотрудничают с мобильными операторами напрямую, пояснил Шмелев.
Несмотря на определенные усилия со стороны государства, направленные на наведение порядка в области SMS-информирования, в частности, принятие в июле этого года так называемого «закона о спаме», ситуация пока далека от идеальной, и абоненты по-прежнему страдают как от рекламного спама, так и от различных мошенников. Этому, по словам Шмелева, есть две причины. Во-первых, из-за того, что операторы предпочитают считать распространителем рекламы не ее заказчика, а SMS-агрегатора, и соответственно не заключают с первыми прямых контрактов, нет никаких препятствий для создания фирм-однодневок, и найти финальное звено в длинной цепочке не представляется возможным, чем и пользуются спамеры и мошенники. Во-вторых, поскольку стоимость рассылок зависит от количества сообщений, которое разослано, — чем больше сообщений, тем ниже удельная цена, — мелкие фирмы объединяют свои рассылки; широкое применение суммирования SMS-трафика приводит к демпингу, в результате чего SMS-рассылки стоят буквально копейки, что тоже значительно расширяет круг игроков и заказчиков, в том числе и «серых».
Ручные фильтры
Чтобы сделать российский рынок SMS-рассылок цивилизованным, надо дать более четкое определение тому, кто является распространителем рекламы, и это безусловно должен быть тот, кто ее заказывает, а не тот, кто распространяет, считает Шмелев. Соответственно, оператор должен заключать прямой договор с заказчиком SMS-рассылок, и в этом договоре должны быть прописаны имя отправителя и его реквизиты, что, с одной стороны, позволит быстрее находить ответственного в случае несанкционированной рассылки, а с другой, прекратить существующую практику рассылки сообщений от любого имени, чем широко пользуются, например, банковские мошенники.
Также в Devino Telecom предлагают SMS-операторам внедрить у себя технологическую платформу, которая использует систему предварительной фильтрации SMS-трафика. При этом, подчеркнул Шмелев, такая фильтрация не должна осуществляться в автоматическом режиме. Определить, что SMS-рассылка является незаконной, порой может только человек с помощью специального стоп-листа, постоянно пополняемого терминами, которые используют преступники, уверен Шмелев.
В самой Devino Telecom фильтрация трафика ведется в режиме 24/7, и каждую рассылку должны одобрить два модератора, а в случае их разногласий виза должна быть получена также от старшего модератора. Это позволяет отсечь запрещенные, но безобидные на вид сообщения. Системы автоматической фильтрации такие сообщения пропускают, и процент «выловленных» незаконных SMS невысок, тогда как в Devino Telecom, по словам Шмелева, удается отфильтровать 99,9% такого трафика.
Наличие технической платформы с возможностью премодерации и соответствующей пропускной способностью может стать одним из необходимых условий для аккредитации компаний, которые оказывают услуги SMS-информирования, полагают в Devino Telecom. Такая аккредитация позволит ликвидировать фирмы-однодневки, которые специализируются на спаме.
Devino Telecom готова делиться своей платформой на безвозмездной основе и даже организовать обучение своих коллег по рынку принципам фильтрации SMS-рассылок и основам мобильного маркетинга. Кроме того, компания планирует в ближайшее время обсудить свои инициативы с сотовыми операторами, а также донести их до Минкомсвязи. Это, считают в Devino Telecom, не только сделает рынок SMS-рассылок более цивилизованным, но и повысит эффективность данного рекламного канала в целом, так что в конечном счете выиграют все – и заказчики рекламы, и те, кто ее рассылает, и ее адресаты.