К участию в инициативе AI100 приглашаются представители научного сообщества, инженеры-робототехники и другие специалисты. По замыслу, проект будет необычайно долгосрочным — он рассчитан на сто лет. На протяжении этого периода времени исследователи собираются следить за тем, как машины, способные воспринимать информацию, обучаться и рассуждать, будут влиять на то, как живут, работают и общаются люди.
«Чем искусственный интеллект станет через 30, 50 или 70 лет, никому не известно, и как изменится наш проект к этому времени, тоже судить трудно, — отмечает Расс Альтман, профессор Стэнфордского университета. — Но есть все основания надеяться, что Стэнфорд еще будет существовать, и его ученые будут участвовать в важнейших проектах своего времени».
Вопросы, связанные с возможностями и будущим искусственного интеллекта, стали предметом активных обсуждений в последние пару месяцев после того как знаменитый физик-теоретик Стивен Хокинг и предприниматель Элон Маск высказали предостережения в связи с возможными опасностями, которые сулит человечеству развитие технологий искусственного интеллекта.
Маск, глава компании по выпуску электромобилей Tesla Motors и сооснователь SpaceX, устроителя коммерческих полетов в космос, выступая на симпозиуме Массачусетского технологического института в октябре, подчеркнул, что ученым необходимо проявлять осмотрительность при разработке искусственного интеллекта. «Если бы меня спросили, какова наибольшая угроза нашему существованию, я бы назвал именно искусственный интеллект, — заявил Маск. — Создавая его, мы вызываем демона. Герои соответствующих сюжетов, вооруженные пентаграммами и святой водой, всегда уверены что смогут совладать с демоном, но неизменно ошибаются».
Хокинг же в интервью BBC заявил, что ученым стоит быть осторожными, создавая машины, которые когда-то могут стать умнее и сильнее людей.
«Выйдя из-под контроля, такая система начнет перестраивать себя все более быстрыми темпами, — добавил он. — Люди, чье развитие ограничивается медлительностью биологической эволюции, не смогут соперничать с подобной машиной, и окажутся в проигравших».
Стэнфордский проект, похоже, в большей степени связан с изучением пользы, которую искусственный интеллект может принести обществу, но в то же время в рамках инициативы планируется следить за развитием соответствующих технологий, по каким направлениям бы оно ни шло.
«Я с большим оптимизмом смотрю в будущее и уверен в том, что достижения в сфере искусственного интеллекта станут благом для человечества, — заявил Эрик Хорвитц, директор главной лаборатории Microsoft Research, выпускник Стэнфорда. — Но все преимущества и проблемы предвидеть нереально, вот почему необходимо, чтобы наш проект выдержал проверку временем».
Том Митчелл, профессор, руководитель кафедры машинного обучения Университета Карнеги-Меллон, отметил, что было бы разумным предугадывать развитие искусственного интеллекта на несколько шагов вперед.
«Мы не собираемся пытаться возвращать джина в бутылку, — заявил он. — Искусственный интеллект развивается по такому большому числу направлений силами столь большого количества организаций, что остановить это уже невозможно. На мой взгляд, запуск AI100 - это дальновидный шаг, который предоставит обществу возможность определять свой путь в будущее вместо того чтобы просто пустить события на самотек».
К проекту также присоединились ученые Гарварда, Университета Калифорнии в Беркли, Университета Карнеги-Меллон и Университета Британской Колумбии.