В начале мая в Cisco Systems объявили, что через пару месяцев возглавлявшего компанию в течение более двадцати лет Джона Чамберса на посту генерального директора должен будет сменить Чак Роббинс. 5-6 октября в штаб-квартире Cisco в ходе конференции Global Editors Conference Роббинс впервые обнародовал новую стратегию компании. Среди ее основных принципов — превращение компании из поставщика сетевых и компьютерных систем для базовой ИТ-инфраструктуры в стратегического партнера предприятий по их цифровой трансформации; реструктуризация компании, призванная сделать ее более быстрой и адаптивной; фокусировка на ключевых направлениях — Интернете вещей и облаках; всемерное развитие комплексных систем безопасности; формирование глобальной партнерской экосистемы, ориентированной на создание разнообразных решений для цифрового бизнеса; «цифровизация» самой Cisco.
Задача, которую Чак Роббинс поставил перед своей командой, формулируется просто: компания должна возглавить переход к цифровому будущему.
«Сегодня никого уже не удивляет, что заказчики используют современные технологии. При этом некоторые из них рассматривают технологии как реальный источник конкурентных отличий для своего бизнеса, а наиболее прогрессивные разрабатывают стратегию с учетом того, что позволят сделать технологии», — заявил Роббинс.
Формирование новых бизнес-моделей, основанных на возможностях технологий, выработка согласованной бизнес- и технологической стратегии — это и есть суть цифровой трансформации. По мнению Роббинса, Cisco может стать для своих заказчиков проводником в этом «цифровом путешествии». По его словам, в большинстве организаций осознают трансформационный потенциал технологий, но, как показало исследование, проведенное Cisco, только 25% компаний и госструктур имеют планы по их реализации. И даже таким организациям нужна помощь, чтобы получить максимум от проектов цифровой трансформации; остальным же она необходима для проработки планов цифровизации.
«Времени на трансформацию остается все меньше, и нам всем необходимо двигаться быстрее, намного быстрее», — считает Роббинс. По прогнозам Cisco, 40% компаний, еще недавно считавшихся передовыми, будут вытеснены с рынка, не успев отреагировать на происходящие изменения.
Собственная стратегия цифровизации есть и у самой Cisco. Показателен состав участников дискуссии, последовавшей за программным выступлением Роббинса: наряду с новым техническим директором Зораваром 'Бири' Сингхом в нее были приглашены только что назначенный «цифровой» директор (Chief Digital Officier, CDO) Кевин Бэнди и директор по операциям Ребекка Якоби.
Осознавая, что работа на рынке Интернета вещей предполагает создание исключительно широкого спектра решений, в Cisco намерены реализовать целый ряд мер по развитию партнерской экосистемы — от создания облачной платформы разработки приложений Интернета вещей в рамках программы Cisco DevNet и сотрудничества со стартапами до заключения стратегических альянсов в ключевых направлениях цифровизации. О нескольких альянсах было объявлено в ходе конференции: инициативы по «оцифровке» транспорта, коммунальных служб, производства и нефтегазовой отрасли будут осуществляться с такими компаниями, как Flex, FANUC, GE, Rockwell и Schneider Electric.
Новая структура и новые лидеры
Новый генеральный директор Cisco инициировал реструктуризацию, цель которой сделать компанию более гибкой и быстрой, консолидировав ее наработки в области Всеобъемлющего Интернета и облачных решений в рамках двух вновь созданных бизнес-групп с новыми руководителями.
Так, Роббинс объединил Cisco Collaboration Technology Group и Software Platforms Group в группу, которую возглавил Ровен Троллоп, старший вице-президент и генеральный менеджер группы совместной работы Cisco. Кроме того, Троллопу теперь подчинены подразделения IoT Software Group и Industry Vertical Solutions Group.
Три ранее независимых подразделения, занимавшихся облачными решениями (Cisco Cloud Virtualization Group, Cloud Infrastructure Services и Service Provider Video Software and Services) консолидированы под началом Иветты Кануфф, старшего вице-президента и генерального менеджера Service Provider Video Software & Solutions Group.
Как отмечают отраслевые эксперты, Cisco традиционно считалась очень многоуровневой компанией, поэтому консолидация – правильный шаг. По мнению Роббинса, наличие избыточных внутренних уровней замедляет процесс переориентации компании на новые задачи, а потому требует фундаментальной перестройки. Прежний генеральный директор компании Джон Чамберс в течение двух десятилетий выстраивал сложные системы отношений в Cisco, но Роббинс, по всей видимости, пришел к выводу, что сегодня Cisco нужна новая структура, которая учитывала бы темпы изменения потребностей рынка в век цифровизации. Целый ряд ветеранов компании покинули ее после назначения Роббинса, однако это неизбежная цена предпринятого им решительного обновления.
В частности, консолидация различных составляющих решений Интернета вещей необходима, поскольку для работы на новом, стремительно развивающемся рынке требуется значительная концентрация усилий. Действительно, разработка решений для Интернета вещей охватит многие вертикали и массу приложений, а значительную часть технологий, присущих этой области, трудно причислить к тому, что принято понимать под базовыми сетевыми технологиями, традиционному полю деятельности Cisco — достаточно упомянуть необходимость в разработке мощных встроенных аналитических средств. Многие наработки компании еще только предстоит адаптировать к использованию в Интернете вещей.
Вероятно, на назначение в качестве одного из ключевых руководителей Троллопа повлияло то, что, придя в компанию относительно недавно и возглавив разработку облачного приложения совместной работы Spark, а затем консолидировав и упростив семейство продуктов после приобретения поставщика облачной платформы Tropo, он продемонстрировал, насколько быстро может меняться Cisco. Теперь эту же философию предстоит перенести на технологии Интернета вещей.
Способность быстро решать задачи заказчиков, по убеждению главы компании, критически важна: «Моим подчиненным, наверное, уже надоело это слышать от меня, но если мне говорят 'мы справимся с задачей за 30 дней', я отвечаю 'три недели'. Оперативность реакции на нужды заказчиков будет зависеть от простоты использования наших технологий».
По словам Роббинса, в Cisco собираются комплектовать инженерные команды меньшего размера — примерно по 20 специалистов, которые будут работать над краткосрочными проектами по решению конкретной проблемы заказчика.
«Новая схема поможет нам точнее расставлять приоритеты и определять направление движения компании в целом, — считает глава Cisco. — Расширить масштабы инноваций нам поможет переход на скорые (agile) модели разработки и методики DevOps».
Идея небольших команд действительно может оказаться благотворной: благодаря этому гигант ИТ-индустрии с 50-миллиардным оборотом может стать гораздо более соразмерным своим заказчикам и продемонстрировать скорость и предприимчивость, необходимые в эпоху цифровой трансформации.
Фондовому рынку и партнерам придется привыкать
Как предупредил Роббинс, Уолл-Стрит придется по-новому воспринимать Cisco, которая переходит на модели получения доходов на основе подписки, как у облачных компаний, отходя от поштучных продаж коммутаторов, маршрутизаторов и других компонентов сетевой и вычислительной инфраструктуры и фокусируясь на поставках интегрированных комплексов с большим объемом программного обеспечения, позволяющих быстро внедрять новые прикладные бизнес-решения.
«Предприятия больше не хотят заниматься сборкой ИТ-систем, — заявил он. — Поэтому мы с партнерами сами будем создавать решения для них».
Cisco всегда была любимицей инвесторов, которым не забывали напоминать, что около 80% мирового трафика переносится оборудованием, произведенным компанией. Однако, массовый переход от приобретения ИТ-систем в собственность на модель подписки кардинальным образом сказывается на финансовых отчетах многих ведущих компаний отрасли, пробуждая пессимизм аналитиков фондового рынка. Новый генеральный директор Cisco убежден в перспективности облачной модели и не собирается оглядываться на конкурентов, все еще приверженных бизнесу, основа которого — поставки инфраструктурного ИТ-оборудования.
Отвечая на вопрос, готовы ли партнеры к столь радикальным переменам (поставка инфраструктуры, отвечающей за передачу и обработку данных, и создание прикладных решений, большей частью программных, в интересах предприятий непохожих друг на друга отраслей — очень разные задачи), Роббинс признал, что меняться придется всем, и задача Cisco — дать понять партнерам, что цифровая трансформация — это шанс. По его мнению, наиболее зрелые партнеры сотрудничали с Cisco на протяжении не одной ее рыночной трансформации, и в этом ситуация с Интернетом вещей ничем не отличается: «При всех преобразованиях, через которые проходила компания, были партнеры, которые опережали ее на каких-то этапах, были такие, кто двигался с той же скоростью, были отстающие и те, кто избегал трансформации. Так будет и на этот раз».