Немногим более года назад компания MONT, дистрибьютор программного обеспечения, представила проект eShop, в рамках которого партнерам предлагалось создать на платформе, разработанной дистрибьютором, электронный магазин, причем бесплатно («Продажи «без склада в Москве», Computerworld Россия, № 30, 2014). Это должно было облегчить партнерам торговлю электронными ключами от программных продуктов, которую в MONT начали развивать с 2013 года.
На конференции MONT PartnerDay 2015, прошедшей в середине ноября, Иван Ермаков, вице-президент MONT по стратегическому развитию, подвел итоги инициативы. Они весьма убедительны. Партнеры создали в системе eShop более 400 электронных магазинов, через эти магазины или на сайте компании можно приобрести ключи от продуктов трех с лишним десятков вендоров. И в результате в сегменте «коробочного» ПО торговля ключами дает почти две трети оборота компании, лишь 35% приходится на «обычную» продажу физических носителей. По оценке Ермакова, доля ключей может достигнуть 80-85% в «коробочном» бизнесе. Один из вариантов развития направления — продажа ключей к играм для ПК, но этот рынок «плотно поделен», и пока не вполне понятно, как на него зайти. Что же касается имеющихся вендоров, то на ближайший год планируется перевести на новую форму хозяйствования еще 10-15 из них.
Однако, в целом классическая дистрибуция по-прежнему составляет основу бизнеса MONT, поскольку через нее идет продажа корпоративных лицензий, дающих, по оценке Ермакова, около 75% оборота компании. Эта часть бизнеса, однако, находится под угрозой, так как все популярнее становится облачная модель потребления вычислительных ресурсов. И поскольку прогресс не остановить, в MONT решили его возглавить. Партнерам, предоставляющим облачные сервисы, предложена платформа MONT Cloud Distribution, служащая интерфейсом между вендором, партнером и клиентом. Последний, зайдя в интерфейс MCD Platform, сможет выбрать необходимую ему услугу, предоставляемую каким-либо партнером MONT (вовсе не обязательно, чтобы он был и партнером по дистрибьюторскому бизнесу) в соответствии с тем, в каком объеме и на каких условиях клиент готов ее использовать.
MCD Platform обеспечивает возможность «автоматического» заказа услуг из единого интерфейса (что должно облегчить сравнение предложений), учет потребляемых ресурсов, отслеживает завершение времени подписки на услуги, генерирует счета за их использование в соответствии с выбранными тарифными планами и т. д. Кроме того, MONT будет вкладываться в продвижение своей системы (а значит, и составляющих ее сервисов), изучение спроса и предложения на облачном рынке и даже обеспечивать первую линию поддержки по облачным продуктам партнеров.
Пока через систему можно воспользоваться только предложением от Microsoft, по соглашению Cloud Service Provider Tier II, подписанному между MONT и вендором. Это предложение включает и готова предоставлять Microsoft Office 365, Microsoft Azure и другие облачные продукты Microsoft с помесячной оплатой. Предполагается, что в течение года найдется не один десяток разработчиков сервисов, которым понравится работать через платформу, созданную MONT.
Система «дистрибуции облаков» разрабатывалась около двух лет. В ней, по словам Ермакова, нашли применение некоторые элементы ранее упоминавшегося электронного магазина MONT eShop. На создание этого магазина ушло почти три года, и не только из-за технических сложностей, но еще и потому, что многие вендоры в то время крайне скептически относились к перспективам продажи ключей. А без их готовности участвовать в проекте, понятное дело, он не имел бы смысла.
Программа самой конференции с большой точностью повторяла прошлогоднюю — она, как и год назад, состояла из трех десятков докладов, разбитых на три тематические секции: «Виртуализация и инфраструктура», «Информационная безопасность» и «Графика и проектирование». Первая тема, понимаемая, впрочем, очень широко, безусловно доминировала, ее актуальность, равно как и актуальность темы безопасности, в нынешнее время неоспорима. «Графикой», как отметил Ермаков, интересуется не очень широкий круг партнеров, как правило, это специализированные компании, которым надо дать возможность ознакомиться с изменениями в продуктовом портфеле и политике вендоров.