Антимонопольный регулятор Евросоюза ищет способ инициировать расследование сомнительного соглашения Google с британскими налоговыми органами, и шотландские законодатели готовы предоставить ему такую возможность.
Доминирование компании в сфере поиска и на рынке интернет-рекламы уже давно привлекает к ней повышенное внимание управления Европейской комиссии по вопросам конкуренции, но до последнего времени Google удавалось избегать вовлеченности в расследования Комиссии о переводе доходов в страны с наиболее низкими налоговыми ставками.
Между тем, такие расследования уже проводились в отношении Apple, Amazon.com и ряда других компаний, не имеющих отношения к ИТ-отрасли.
Комиссия внимательно изучает специальные налоговые соглашения корпораций с властями отдельных европейских государств, проверяя, не нарушают ли они правил свободной конкуренции.
«Все мы знаем, что предоставлять какие-то эксклюзивные преимущества, гранты и прочие преференции избранным компаниям незаконно, – отметила в интервью радио BBC еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер. – Так же незаконно давать им и налоговые послабления. Если компания не платит налогов, совершенно очевидно, что она получает неоправданные преимущества в конкурентной борьбе».
Недавно подразделение Google U.K. согласилось заплатить дополнительно 130 млн фунтов стерлингов (186 млн долл.) налогов, выявленных в ходе аудиторской проверки за 2005 год Управлением Ее Величества по налогам и таможенным платежам.
Несмотря на то что в этом случае налоговые платежи Google U.K. за указанный период заметно возрастут, критики заявляют, что компания должна заплатить в шесть раз больше, и требуют объяснить, почему ей была предложена такая «удобная» сделка.
Комитет парламента Великобритании по государственному бюджету инициировал новое расследование в отношении корпоративных налоговых сделок и запланировал первые слушания на 11 февраля.
«Комитет по госбюджету потребует от Google и Управления по налогам и таможенным платежам разъяснений», – заявила председатель комитета и член парламента Мег Хиллиер.
Вестагер на вопрос о предложенной Google сделке ответила, что подробности ей неизвестны, добавив: «Если выяснится, что этот вопрос заслуживает особого внимания, и кто-то обратится к нам с требованием провести расследование по фактам злоупотреблений, конечно, мы будем реагировать».
Похоже, что тема эта заинтересовала еще одного парламентария, Стюарта Хози. Он уже направил Вестагер письменное обращение с требованием провести расследование процедуры урегулирования налоговых претензий, которые были предъявлены Google U.K.
«Методика расчета налоговой ответственности Google не раскрывается, и многие специалисты по налоговому законодательству в Великобритании называют ее непрозрачной», – пояснил Хози.
Пресс-служба Еврокомиссии подтвердила, что письмо от Хози было получено и поднятые там вопросы находятся на рассмотрении. Впрочем, это еще не означает, что официальное расследование будет назначено.
Помимо вопросов, адресованных Google, Вестагер беспокоит ситуация с заключением компаниями специальных налоговых сделок в целом.
«Я думаю, это несправедливо, а в некоторых ситуациях предоставляемые государством поблажки носят откровенно незаконный характер, – заявила она. – Необходимо создать условия, при которых у всех будут равные шансы. Крупные корпорации не должны закрывать рынок для маленьких инновационных компаний и лишать их возможности находить клиентов».
Европейская комиссия представила новый план противодействия уходу от налогов, призвав государства Евросоюза сообщать известную им информацию о противоправной деятельности транснациональных корпораций, и перечислила законные меры, которые позволят блокировать наиболее распространенные способы уклонения от налогов.
«Надеюсь, нам удастся положить конец ситуации, при которой компании платят налоги в тех странах, куда выводят свою прибыль, – подчеркнула Вестагер. – И новые инициативы помогут еще дальше продвинуться в этом направлении».