Организаторы десятого форума «От науки к бизнесу» решили подвести итоги взаимодействия университетов, бизнеса и органов власти за все годы проведения данного мероприятия. Оказалось, что почти все упомянутые на нем достижения пока проявляются в выросшем количестве стартапов. При этом не во все годы и не во всех регионах действительно имелся какой-то рост.
После бума высокотехнологичного предпринимательства, который был вызван не только государственной поддержкой, но и экономическим кризисом 2009 года, в последние два года количество новых компаний по всей России начало снижаться, хотя в отдельных регионах есть и положительная динамика.
Например, в Самарской области, по словам Сергея Богданова, исполнительного директора Фонда содействия развитию венчурных инвестиций Самарской области, в рамках StartupSamara в 2014 году было подано 192 заявки, отобрано 43 проекта и выпущено десять. В 2015 году все эти показатели существенно возросли — 319 заявок, 60 отобранных проектов и 20 «выпускников». StartupSamara — это определенный формат поддержки начинающих предпринимателей, который, в частности, предполагает двухмесячную бесплатную акселерационную программу.
Ольга Дербенева, начальник управления по инновационно-производственной деятельности Петрозаводского государственного университета, большую часть своего доклада посвятила принятым решениям и программам развития предпринимательства, а также имеющимся до сих пор проблемам. В Карелии региональным представительством Фонда содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере за 2009-2015 годы поддержан 121 проект. Количество «выпускников» бизнес-инкубаторов выросло с шести и четырех в 2009-м и 2010 годах соответственно до 40 и 49 в 2014-м и 2015-м. Рекорд был установлен в 2013 году — 60 стартапов.
Андрей Тамбовцев, председатель комитета по телекоммуникации и связи Торгово-промышленной палаты города Сочи, привез в Петербург только оптимизм и презентацию конкурса «Море идей на берегу моря», который позиционируется как механизм развития инновационной экосистемы региона. Каких-то итогов он не подводил, но упомянул созданную под Олимпиаду шикарную инфраструктуру, которую можно использовать и для развития высокотехнологичного предпринимательства. Кроме того, Тамбовцев предложил готовить инвесторов: «У нас ментальность не та, что в Калифорнии. Наши инвесторы не готовы финансировать бизнес больше чем на квартал, если не понимают, какой может быть итоговый результат. У нас и 'длинных' денег нет. В Калифорнии же год, два или три могут вкладывать во что-то непонятное».
Итоги, которые стоит подводить, представил на форуме только Татарстан. По словам Ленара Халикова, руководителя бизнес-инкубатора ИТ-парка Набережных Челнов, доля ИКТ в валовом региональном продукте выросла с 0,7% в 2009 году до 3,5-3,5% в 2015-м (в России в целом — 2,4-2,8%). За эти годы привлечено примерно 700-900 млн руб. венчурных инвестиций и создано 3 тыс. стартапов, совокупный оборот которых достиг 2,5 млрд руб.
Однако нерешенные вопросы есть и в Татарстане. «Не налажено качественное взаимодействие вузов, предприятий, центров разработки, технопарков. Когда все хорошо, отдельные контрагенты расслабляются и начинают тянуть одеяло на себя. Нет единой стратегии и видения будущего, четкого позиционирования каждого элемента инфраструктуры, принципа одного окна», — перечислил недостатки Халиков.
По докладу Владимира Костеева, исполнительного директора НП «Клуб директоров по науке и инновациям», можно судить о том, как осуществляется взаимодействие промышленных предприятий и университетов в масштабах всей страны. Он представил результаты первого этапа исследования, проведенного совместно с РВК. Два десятка интервью с экспертами из компаний и университетов, а также опрос, в котором приняло участие 57 респондентов, позволили в частности определить структуру доходов вузов. Оказалось, что на НИОКР приходится вполне приличная доля их доходов — 21,15%, а основная деятельность (образовательные услуги) обеспечивает 57%. Однако это относится только к ведущим вузам. При этом 65% компаний лишь частично удовлетворены сотрудничеством с университетами (про полностью удовлетворенных ничего не говорится). При прочих равных условиях компания выберет университет как подрядчика только в 16% случаев. Недоверие к вузам объясняется чаще всего тем, что «внутренние компетенции в корпорации намного выше, чем в вузе», а также занимаемой университетами позицией «дайте нам денег, мы дадим отчет».