Взаимодействие с клиентами по цифровым каналам полностью меняет бизнес-модель современного банка и определяет совершенно новые требования к его ИТ-платформе, считает Михаил Хасин, старший управляющий директор блока «Технологии» Сбербанка. За 10 лет с момента вывода на рынок «айфона» мобильные устройства стали для большинства банковских пользователей единым «окном в мир», через которое они хотят получать все необходимые им сервисы, включая финансовые, отметил он. И если раньше даже в таком крупном банке, как Сбербанк, обладающем 20 тыс.отделений в 11 часовых поясах, одновременно обслуживалось не более 10 тыс. клиентов и совершалось в среднем 20-30 транзакций в секунду, то теперь в интернет-банке, число пользователей которого составляет порядка 30 млн, ежесекундно совершается 3-4 тыс. транзакций.
Помимо резкого роста пиковых нагрузок выросли и требования к доступности ИТ-платформы, поскольку в условиях, когда клиенты могут воспользоваться сервисами банка в любое время дня и ночи, технологические «окна» в заданные рабочие часы или в выходные становятся для банка непозволительной роскошью.
Отвечать на эти вызовы постоянной модернизацией серверов и становиться заложником технологических новаций их производителей – не выход, убежден Хасин. Необходим кардинальный реинжиниринг платформы. В качестве базы для такого реинжиниринга в Сбербанке выбрали технологии обработки данных в памяти, которые позволяют перейти на новый уровень масштабируемости, производительности и отказоустойчивости плафтормы. Хасин рассказал, что процессе тестирования такого решения на небольшом гриде в 20 узлов удалось без труда добиться производительности в 10 тыс. транзакций в секунду.
Помимо высокопроизводительной базы ИТ-платформа банка нового поколения должна интегрировать механизмы машинного обучения и предоставлять открытые API – это даст возможность реализовывать самые разнообразные сценарии персонализированных сервисов, в том числе вместе с партнерами из других областей обслуживания клиентов, подчеркнул Хасин.
Банк «Открытие» объединил множество финансовых организаций разного масштаба, и интеграция и консолидация их ИТ-структур является одним из основных направлений ИТ-стратегии банка, рассказал Кирилл Меньшов, директор департамента развития ИТ Банка «Открытие». По его словам, в большом универсальном банке, формирование которого начинается в этом году, будет реализована гибридная стратегия «цифровизации». С одной стороны, значительное число задач по развитию интернет-банкинга, мобильных сервисов и других предложений нового типа будет находиться в зоне ответственности централизованной команды. С другой, входящим в состав банка финтех-стартапам, таким как «Точка» и «Рокетбанк», будет предоставлена возможность продолжить независимое развитие собственных цифровых инноваций с использованием ИТ-инфраструктуры банка. При этом не будут забыты и консервативные клиенты, которые пока избегают цифровых каналов общения с банком, — сервисы для них будут также развиваться и совершенствоваться, подчеркнул Меньшов.
Для многих крупных промышленных предприятий России ключевым фактором, влияющим на ИТ-стратегию, являются политические реалии. Как рассказал Михаил Носов, директор по ИТ компании «Вертолеты России», в 2015 году как снежный ком нарастали события (от приказа Минпромторга об импортозамещении до включения в санкционный список), заставившие холдинг переориентироваться с решений западных вендоров на отечественные разработки и решения с открытым кодом. Основной задачей в этих условиях, сообщил Носов, стало создание инфраструктурного контура, который «позволит при любом развитии событий работать с минимальной деградацией сервисов». Приоритетные направления решения этой задачи: постепенная замена операционной системы Windows на Linux-платформу, переход на ИТ-оборудование производства госкорпорации «Ростех», в состав которой входят «Вертолеты России», и использование внешних ЦОД, также предоставляемых «Ростехом».
Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства, отметила, что в сфере информатизации органов государственной власти одной из наиоболее важных задач сегодня является создание среды, в которой по единым правилам и без дублирования информации может вестись обмен данными между различными госорганами, а также между государством и гражданами и коммерческими структурами. Сейчас такой обмен реализуется системой межведомоственного взаимодействия (СМЭВ), но является малоэффективным.
1 июня было подписано постановление правительства о создании государственной информационной системы «Единая информационная среда», реализация проекта возложена на Федеральное казначейство. Новое решение призвано не просто поддерживать обмен данными между системами разных органов власти, но обеспечить актуальность и достоверность первичных данных и «умную» связь между ними, опираясь на механизмы работы с неструктурированными данными в различных информационных ресурсах.