Контейнерные перевозки в свое время произвели переворот на транспорте, телевидение существенно изменило представление о способах доставки контента, который почти физически позволила «пощупать» Всемирная сеть, превратив его потребителей из зрителей и слушателей в соучастников и творцов. По мнению авторов данного выпуска журнала, сегодня созрели предпосылки к переходу на новый тип коммуникаций, обеспеченный новыми сетевыми сервисами, иными средствами организации, поиска и доставки информации, причем поддерживаемый устройствами в серийном, а не в штучном исполнении. Однако не следует считать, что прибыль в эпоху вещания на сайтах будет извлекаться из сборки простых систем, скорее на данном витке ИТ-индустрия как бы возвратится во времена мэйнфреймов, когда в ходу были изощренные решения высокой инженерии. Правда, если раньше о тонкостях технологий рассуждали немногие, то сегодня, например, об архитектурах, ориентированных на сервисы, повсеместно говорят как о погоде.
Идея сервисных архитектур на удивление быстро овладела массами, причем, как утверждают наши авторы, задолго до того, как она была в достаточной мере осознана. SOA существенно сложнее, чем сборка простых кубиков, в ней сошлись разные технологические, системные и философские вопросы. Возможно, причина нынешней популярности SOA кроется в витающем в воздухе интуитивном предвосхищении изменений в мире ИТ.
ИТ-отрасль сегодня испытывает давление со всех сторон: и со стороны военно-промышленного комплекса и науки, как в эпоху мэйнфреймов, и со стороны бизнеса, как в период популярности систем клиент-сервер, и со стороны домашних пользователей. Локомотивом прогресса становятся новые стимулы, новые сферы применения ИТ, которым уже недостаточно существующих мощностей и средств обеспечения мобильности. Впрочем, мир уже не раз сталкивался с аналогичными по масштабам проблемами. На заре глобализации, сопровождавшейся ростом транспортных потоков между странами, оказалось, что для перевозки грузов разных видов не хватает мощностей портов и соответствующей тары. Появление унифицированных контейнеров решило эту проблему — они стали средством переброски грузов между континентами, а сегодня ИТ-индустрия надеется сделать SOA аналогичным инструментом для решения своих проблем. Действительно, как и контейнеры, сервисная архитектура предлагает удобный на первый взгляд, способ доставки данных и услуг: сервисы слабо связаны с бизнесом и между собой, их взаимодействие определяется контрактами, сервисы изолируют внутреннюю логику от окружающего мира, они допускают возможность композиции, могут многократно использоваться, причем не имеют собственного состояния. Достаточно ли всего этого, чтобы ИТ оправдали возлагаемые на них надежды, и насколько вообще закономерно появление SOA? Ответ на страницах этого номера.
Немаловажное качество сервисов — их обнаруживаемость. Проблема нахождения нужного контента, будь то сервис или факт из опыта работы корпорации, приобрела в наши дни особую актуальность. Во многих используемых сегодня исторических архивах существует необработанная часть — документы имеются и внесены в каталоги, но обнаружить их не удается. Неудовлетворенность пользователей корпоративных сетей низким качеством современных средств поиска стала стимулом к появлению Enterprise search 2.0 — технологий обнаружения точных результатов, а не вообще сведений по конкретной области. Что здесь действительно нового по сравнению с давно известными информационно-поисковыми системами? Какова роль человека в контуре работы с данными? Как оценить точность поиска?
Появление сервисных архитектур — отнюдь не случайность, а вполне закономерный этап эволюции ИТ-отрасли, однако не следует злоупотреблять лишь одной технологией: все должно быть уравновешено.