ФЗ №152, принятия которого ждали долгие годы, законодательно регламентирует все процессы оперирования персональными данными, но ряд вопросов, связанных в первую очередь с механизмами обеспечения информационной безопасности, в силу объективных технологических причин остались открытыми. Попробуем систематизировать некоторые из них и обозначим подходы к их решению.
Рассматривая вопросы обеспечения информационной безопасности, возникающие при сборе, обработке, хранении и использовании персональных данных, следует выделить несколько условных уровней их разрешения.
Уровень 1. Персональные данные находятся под контролем субъекта, к которому они относятся. В этом случае вся ответственность по обеспечению их безопасности на этапах сбора, первичной обработки и систематизации, хранения и предоставления другим пользователям возлагается на самого субъекта. Исходя из положений ФЗ-152 он определяет политику безопасного использования таких данных, архитектуру и набор средств защиты, собственно их аппаратно-программное обеспечение. В этом случае ответственность за реализацию нормативных актов ложится на субъекта персональных данных. Регулятор может оказывать субъекту методическую помощь и содействие.
Уровень 2. Управление персональными данными берет на себя посредник – юридическое или физическое лицо, заключающее с субъектом персональных данных договор, определяющий условия их сбора, обработки, хранения и использования. В этом случае вся полнота ответственности за их информационную безопасность возлагается на организацию-посредника.
Уровень 3. Управление персональными данными осуществляют субъекты таких данных вместе с организацией той или иной формы собственности, которая не специализируется в области управления персональными данными, однако по роду своей деятельности обладает таковыми в составе коллекций других документов и вынуждена собирать их, обрабатывать и хранить. К числу таких организаций относятся, например, банки, различного рода другие кредитные организации, учреждения социальной направленности и ведомства силового блока. Посредником в таком взаимодействии могут выступать и организации, специализирующиеся в области управления персональными данными. Как следствие, при этом возникают угрозы несанкционированной утечки персональных данных через различные каналы связи, а также извлечения персональных данных из других коллекций данных и документов более общего характера. В ходе работы с документами в подобных организациях сложно гарантировать, в первую очередь с позиций технологических и административно-организационных, что будут приняты все декларируемые положениями ФЗ-152 меры по обеспечению безопасности персональных данных и соблюдению права субъекта на санкционированный доступ к своим персональным данным в коллекциях документов и на обработку его персональных данных.
Разработка механизмов эффективной реализации положений и требований закона в полном объеме, выпуск спецификаций к реализующим такие механизмы программным средствам, создание высокофункционального, верифицируемого и отчуждаемого программного обеспечения информационных систем обработки персональных данных – все это относится к важнейшим задачам государства. Но далеко не все вопросы на этом направлении сегодня решены. Рассмотрим отдельные положения ФЗ-152, требования к функциям информационных систем для обработки персональных данных, к механизмам их реализации, которые заслуживают особого внимания и диктуют необходимость проведения дополнительных теоретических и прикладных исследований.
Отправные положения и функциональные требования
Статья 3 закона определяет ряд основных понятий, касающихся действий, которые производятся с персональными данными: распространение, блокирование, уничтожение и обезличивание персональных данных. Эти операции должны составлять основу бизнес-процессов информационной системы для работы с персональными данными. В контексте целей настоящей публикации обратим внимание на отмеченное в пункте 2 данной статьи функциональное требование к такой информационной системе – предоставление гарантий по ограничению срока хранения данных в зависимости от состояния процесса их обработки.
Интерпретируя статью 19, в первую очередь следует отметить цели обеспечения безопасности, связанные с защитой персональных данных от несанкционированного доступа при выполнении таких операций, как чтение, изменение и удаление данных. Требование защиты от неправомерного блокирования персональных данных влечет за собой необходимость обеспечения не только их конфиденциальности и целостности, но и доступности. Более детальные требования, согласно пункту 2 статьи 19, утверждаются Правительством РФ. Одним из документов, регулирующих этот аспект информационных систем персональных данных, является Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 года № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных». В пунктах 11 и 12 перечисляются основные требования и мероприятия по обеспечению безопасности, устанавливаются требования по перманентному контролю за состоянием защищенности информационной системы персональных данных, повышенные требования по восстановлению после сбоев и несанкционированных действий, а также по разработке и описанию модели угроз персональным данным, по созданию системы их защиты. Разработка методических материалов по обеспечению безопасности информационных систем для работы с персональными данными возлагается на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и на Федеральную службу безопасности Российской Федерации в пределах их полномочий. Реализация перечисленных требований – технологически сложная задача, механизмов решения которой в полном объеме сегодня нет.
В статье 21 закона отмечается необходимость реализации таких служебных операций в информационных системах персональных данных, как блокирование и снятие блокировки с персональных данных, а также их надежное удаление. Такие операции должны быть «привязаны» к статусу обрабатываемых персональных данных и к состоянию процессов их обработки, а именно – должны выполняться по завершении обработки и в случаях обнаружения неправомерных операций с данными либо выявления их недостоверности. Указанное обстоятельство свидетельствует о повышенных требованиях к механизмам управления бизнес-процессами в организации-посреднике при работе с персональными данными. Разработка таких механизмов, регламентов их применения и программных реализаций с использованием традиционных средств вычислительной техники с позиций требований руководящих документов ФСТЭК, других стандартов и рекомендаций – отдельная, технологически сложная задача.
Дополнительное требование к функциональным возможностям информационных систем обработки персональных данных определяется в статье 14 закона. Пункт 4 этой статьи указывает на необходимость предоставления субъекту персональных данных служебной информации о процессах обработки таких данных. Выполнение этих требований возможно только с применением механизмов детального протоколирования процессов обработки и использования персональных данных, в том числе – протоколирования информации о режиме доступа к таким данным. Реализация этих требований в полном объеме с использованием традиционных информационных систем на настоящее время пока не представляется возможной.
Перечисленные отдельные положения закона требуют более детального осмысления, в первую очередь – с позиции их применения на практике, разработки необходимого для этого математического и программного обеспечения.
Требования к информационным системам
Проанализируем некоторые положения закона с точки зрения требований к механизмам и формальным моделям, удовлетворяющим букве ФЗ-152. Во-первых, отметим, что в информационной системе для обработки персональных данных должен вводиться дополнительный класс объектов – класс персональных данных. Правила доступа к объектам этого класса необходимо задавать отдельно от других. Кроме того, возможно определение отдельных категорий данных такого вида с отличающимися правилами доступа к ним. Как следствие, может быть востребована реализация процедур изменения категории доступа к персональным данным, например, при их обезличивании.
Отмеченные обстоятельства указывают на необходимость разработки формальных моделей логического разграничения доступа к данным и реализующих их программных средств, адаптированных к потребностям и особенностям обработки и использования персональных данных. В том числе представляется целесообразным при формировании механизмов блокирования и снятия блокировки с персональных данных в максимальной степени использовать традиционные в системах защиты информации средства разграничения доступа. На основе верификации программного кода и, как следствие, корректной программной реализации моделей и механизмов логического разграничения доступа может быть выполнена часть требований к защите персональных данных, представленных в части 1 статьи 19. Заметим, что их следствием является высокий оценочный уровень доверия к автоматизированным системам. Суть этих требований сводится к предотвращению несанкционированного доступа к персональным данным с целью их чтения или изменения, а также к предоставлению гарантий на потоки данных в информационной системе, включая копирование и распространение.
С точки зрения разработки механизмов и программных средств автоматизированного управления персональными данными важно отметить необходимость реализации механизмов их надежного удаления из информационной системы. Надежное удаление, как правило, подразумевает уничтожение самого удаляемого объекта и всех его копий, включая резервные и временные, которые создаются под потребности используемых аппаратно-программных средств. Разработка механизмов и программного обеспечения такого удаления – отдельная и достаточно тонкая задача, требующая своего решения.
Для того чтобы эффективно контролировать сроки хранения персональных данных и выполнять процедуру их своевременного надежного удаления, должны быть созданы механизмы мониторинга состояния процессов обработки и использования персональных данных. Представляется целесообразным совместить решение этой задачи с созданием специализированной системы управления бизнес-процессами, адаптированной для выполнения действий над персональными данными. Срок выполнения ряда операций над персональными данными может устанавливаться неявно, например через условие, что обработка данных завершена либо перестала быть необходимой. Своевременное реагирование на выполнение такого условия, в свою очередь, приводит к необходимости формального описания, проектирования средств автоматизации процессов обработки персональных данных с целью обеспечить гарантированное (с высокой вероятностью) выполнение операций их удаления по истечении срока хранения.
Принимая во внимание упомянутые требования закона по реализации своевременной выдачи субъекту персональных данных информации о процессах их обработки, необходимо строго поставить и решить задачу о выборе адекватной схемы хранения самих персональных данных и информации об операциях с ними. Поскольку информация, которая должна быть выдана субъекту, содержит как непосредственно персональные данные о нем, так и метаданные, связанные с процедурой их обработки, необходимо вести оперативный учет и обладать возможностями получения подобной дополнительной информации по требованию. Механизмов и программных средств, обладающих должным оценочным уровнем доверия и позволяющих реализовать такие функции, в составе автоматизированных систем, представленных на ИТ-рынке, сегодня не существует. Разработка таких систем в развитие положений Постановления Правительства РФ № 781 – важная задача.
Отметим, что требования по организации перманентного контроля за обеспечением надлежащего уровня защищенности персональных данных, изложенные в Постановлении, указывают на необходимость проведения исследований, разработки механизмов и создания комплекса средств для проведения аудита информационных систем персональных данных на предмет оценки уровня их защищенности как в целом, так и обрабатываемых с их помощью персональных данных в частности. В состав подобного комплекса целесообразно включать инструментальные средства для проведения такого исследования экспертом-аудитором и автоматизированные системы активного аудита, позволяющие в режиме реального времени производить оценку состояния защищенности подконтрольных информационных систем и принимать решения по противодействию деструктивным воздействиям, если такие обнаруживаются. Принимая во внимание относительно высокий оценочный уровень доверия, которым должны обладать системы для обработки персональных данных, выбор соответствующих средств вычислительной техники и архитектурно-технологических решений обязан быть предметом отдельного исследования с привлечением критериальных подходов к оценке безопасности.
Предложения по реализации
В рамках работ по созданию теоретических и методических основ обеспечения безопасности персональных данных, а также последующей реализации поддерживающих такие данные специализированных информационных систем представляется целесообразным провести ряд мероприятий.
-
Разработать проект типовой информационной системы, включающий описание ее архитектуры и набора моделей, адекватно отражающих: схему хранения персональных данных; модель логического разграничения доступа, позволяющую учитывать персональные данные как отдельный класс объектов доступа; процедуры, гарантирующие выполнение требований, указанных в законе, а также формальные модели, строго подтверждающие их выполнение; модель организации эффективного доступа к персональным данным для выполнения санкционированных действий с ними; модель предоставления гарантий на потоки персональных данных; архитектуру средств обеспечения безопасности в составе информационной системы персональных данных.
-
На основе разработанной и формально проверенной теоретической модели произвести выбор программных средств, их последующую модификацию и интеграцию в информационную систему персональных данных. В числе таких средств должны присутствовать следующие программные компоненты: механизмы логического разграничения доступа и их настройки; средства, гарантирующие выполнение заданных процессов обработки персональных данных с установленными для таких процессов требованиями; дополнительные средства защиты, в том числе средства контентной фильтрации, реализующие функциональные возможности по предотвращению утечек персональных данных через каналы их передачи, контроль над которыми не может быть обеспечен с использованием традиционных механизмов разграничения доступа; средства активного мониторинга состояния работоспособности элементов информационной системы персональных данных, позволяющие своевременно обнаруживать сбойные ситуации и оперативно реагировать на них.
***
Коллекции персональных данных, как информационные активы повышенных категорий защищенности (уровней доверия), представляют собой национально значимые объекты. Они так же, как, например, потенциально опасные и критически важные объекты, требуют особого внимания со стороны государства. Поиск ответов на представленные в статье вопросы является не только актуальной, но и национально значимой задачей. Без ее решения многие из положений ФЗ «О персональных данных» не смогут быть реализованы на практике.
Валерий Васенин, Кирилл Шапченко ({vasenin,shapchenko}@msu.ru) — сотрудники Института проблем информационной безопасности МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва).
Несмотря на то что федеральные службы разработали ряд нормативных документов, регламентирующих работу с персональными данными, сам ФЗ-152 и ряд сопутствующих подзаконных актов вызвали неоднозначную реакцию у всех участников рынка информационной безопасности.
Защита персональных данных: проблемы и решения
Что должны сделать ИТ-компании, чтобы соответствовать ФЗ №?152?