В 2010 году школы будут поставлены перед непростым выбором: продолжать закупать лицензии на коммерческое ПО, использовать нелегальные копии или уменьшить расходы за счет свободного программного обеспечения (СПО).
Свободное программное обеспечение дает полную легальность при его использовании как в школе, так и дома: можно делиться программами с учителями, учениками и родителями, не опасаясь обвинений в пиратстве. Можно устанавливать ПО на любое количество компьютеров без соблюдения нудных формальностей и отчетов. Кроме того, с точки зрения пользователя, СПО в ряде случаев может превосходить закрытые коммерческие решения, особенно если речь идет о применении в целях обучения. В случае с ориентацией на СПО школам будет доступно значительное количество прикладных программ, которые при необходимости могут быть доработаны в соответствии с требованиями конкретного учебного заведения.
В ходе специального пилотного проекта, проводимого с 2008 года в Татарстане, Пермском крае и Томской области, были апробированы готовые комплекты пакетов свободного программного обеспечения для школ, и многие местные учебные заведения уже перешли на СПО. В этом году в рамках государственного проекта, связанного с СПО для школ, Федеральное агентство по образованию провело конкурс на выполнение следующих работ:
-
развитие и модернизация пакета свободного программного обеспечения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
-
оказание услуг технической поддержки общеобразовательным учреждениям Российской Федерации при внедрении и использовании пакета свободного программного обеспечения;
-
обучение специалистов сферы образования внедрению пакета свободного программного обеспечения и использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе.
Согласно результатам конкурса, первые два проекта будет выполнять компания PingWin Software, а обучение специалистов общеобразовательных учреждений поручено проводить «Академии АйТи».
До конца года «Академии АйТи» предстоит очно обучить 7,5 тыс. учителей работе со свободным ПО с выдачей документа государственного образца и 60 тыс. человек заочно с выдачей сертификата. Кроме того, до конца года должны быть развернуты репозиторий СПО, круглосуточная горячая линия технической поддержки, учебный портал по поддержке внедрения и использования СПО в учебном процессе, а также сайт технической поддержки.
Как следует из приведенных показателей, основной акцент будет сделан на дистанционную подготовку – учителям не потребуется ездить в командировки, а обучение будет доступно каждому в любое удобное время, независимо от места жительства. Серьезный аргумент в пользу дистанционной модели обучения – относительно низкая стоимость, что особенно важно при большом количестве обучаемых, распределенных по территории страны, показатель плотности населения которой не попадает даже в первую сотню. Очевидно, что дешевле один раз довести сеть до абонента, чем заставлять его лично приезжать на курсы (или организовывать эти курсы на месте). При дистанционном обучении значительно проще реализовать централизованную систему контроля знаний обучаемых, используя для этого различные тесты и упражнения, результаты выполнения которых достаточно объективно отражают общее положение вещей.
Еще одно неоспоримое достоинство дистанционной модели – возможность оперативного реагирования на появление новой информации, что особенно важно при освоении практических дисциплин. Сегодня своевременно оповестить всех учителей и в сжатые сроки внести изменения в учебники – задача практически невыполнимая. То, что может позволить себе маленькая страна, для России – непозволительная роскошь. Однако возникает вопрос: удобна ли модель дистанционного обучения для обучаемых?
Конечно, изучением фундаментальных дисциплин лучше заниматься в университетских стенах, но если задача заключается в быстром получении прежде всего практических навыков работы, то преимущества дистанционной модели очевидны. Во-первых, не нужно отвлекаться от основной работы – процесс образования можно интегрировать в свой график, согласовав с индивидуальными требованиям. Во-вторых, обучение требует, прежде всего, грамотного преподавателя, а квалифицированных специалистов по СПО сегодня явно недостаточно, не говоря уже о том, что подготовленные преподаватели неравномерно распределены по разным регионам.
Важно обратить внимание еще на один момент. В Сети очень много материалов, помогающих освоить СПО, однако мало опыта создания непрерывной и методически обоснованной системы обучения. Если, например, апробация курсов (см. таблицу), предлагаемых «Академией АйТи», пройдет успешно, то аналогичные методики обучения СПО быстро станут доступны по всей стране.
Пройти дистанционные курсы сегодня можно на портале, построенном на открытой модульной объектно-ориентированной учебной платформе Moodle, реализующей философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентированной на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками. Согласно этой философии, обучение будет проходить эффективнее, если все субъекты обучения (учащийся и преподаватель) в процессе взаимодействия будут создавать что-то друг для друга. Социальность платформы Moodle проявляется в том, что при работе в группе формируется своя культура, общая для всех участников группы. Если, например, портал в Сети можно использовать для множества целей – организации торговли товарами народного потребления, поддержки площадки для обмена мнениями фанатов футбольной команды и т.п., то сама архитектура портала уже имеет в себе указание на применение в качестве открытого обучения и ведения совместных проектов, в том числе и обучения СПО. В этом смысле учебник, выдаваемый школьной библиотекой для индивидуального обучения основам информатики, такого изначально встроенного «знания» о коллективном освоении ИТ-дисциплин, как портал, не имеет.
Зарегистрировавшись на портале, можно найти учебно-методические материалы, получить оперативную информацию о ходе проекта, а также пройти дистанционные курсы. Процедура регистрации обязательна, и не потому, что создатели портала не желают предоставлять знания всем подряд, – дело в том, что при регистрации требуется указать данные об учебном заведении, что необходимо для нормального учета, без которого сам проект не имеет смысла.
Регистрация на портале осуществляется двумя способами. Первый – по готовым спискам, которые подготовили местные комитеты по образованию. Второй – самостоятельная регистрация учителем, которая необходима, если в процессе составления списков были допущены организационные просчеты (например, кого-то забыли внести в список или когда учитель был зарегистрирован на портале «списочным» способом, но ему об этом забыли сказать). Пользователю требуется заполнить анкету, указав месторасположение и название учебного заведения. После этого он получает имя и пароль для работы с системой либо ему будет выслано сообщение о том, что его имя уже есть в системе.
Учебные курсы построены по обычной для такой модели схеме – теоретический курс и контрольные вопросы. В случае правильных ответов тема считается «пройденной», и можно переходить к другой. Разумеется, если пользователь хорошо знаком с каким-то материалом, то он может «пролистать» соответствующие лекции и сразу перейти к зачету.
Курсы портала пользуются большой популярностью среди учителей – по состоянию на середину ноября 2009 года на портале уже зарегистрировалось более 40 тыс. пользователей, причем не только специалистов из школ. После старта проекта выяснилось, что тема СПО интересует и других работников сферы образования: методистов, работников комитетов по образованию, преподавателей вузов и даже воспитателей детских садов. Для доступа к порталу таким категориям пользователей требуется написать письмо администрации портала.
«Академия АйТи» планирует поддерживать работу портала в течение года после официального завершения проекта. Хочется надеяться, что за это время государство и бизнес изыщут возможности для того, чтобы обучение могло продолжаться ровно столько, сколько это необходимо обществу.
Игорь Морозов (imorozov@it.ru) – ректор «Академии АйТи» (Москва).
Таблица. Тематика дистанционных курсов для специалистов общеобразовательных учреждений
Суперкомпьютер для ЮУрГУ
Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) и российский производитель суперкомпьютеров «РСК-СКИФ» подписали контракт на поставку в ЮУрГУ нового суперкомпьютера «СКИФ-Аврора». Вычислитель «СКИФ-Аврора» является первой разработкой, представляющей новейшую линейку суперкомпьютеров СКИФ ряда 4, в которой используются последние разработки корпорации Intel в области электронных компонентов. Технологии, воплощенные в суперкомпьютере «СКИФ-Аврора», позволяют строить системы петафлопного уровня производительности. На первом этапе ЮУрГУ намерен установить систему с пиковой производительностью до 24 TFLOPS. ЮУрГУ обладает одним из самых мощных в России вычислителей «СКИФ-Урал» с пиковой производительностью 16 TFLOPS из линейки отечественных суперкомпьютеров СКИФ ряда 3. В настоящее время загрузка вычислителя «СКИФ-Урал» достигла 100%, что и обусловило необходимость расширения суперкомпьютерного парка ЮУрГУ. Для максимально быстрого внедрения новой системы специалисты суперкомпьютерного центра ЮУрГУ уже сейчас осуществляют адаптацию существующего и разработку нового ПО для «СКИФ-Аврора», используя для этого два вычислительных модуля суперкомпьютера, установленные в университете. Такой подход позволит обеспечить полноценную загрузку нового суперкомпьютера сразу же после его ввода в промышленную эксплуатацию в первом квартале 2010 года. «СКИФ-Аврора» будет использоваться для моделирования сложных экономических, физических, биохимических и технических процессов.
В Беркли «запутывают» личную информацию
Для того чтобы обеспечить лучшую защиту персональных данных своих студентов, в Калифорнийском университете в Беркли при разработке приложений используют специальную методику «маскирования» данных, которая за счет перестановки символов искажает информацию, видимую при обычном просмотре. Так, в имени и фамилии студентов буквы меняют местами, а в такой критически важной информации, как идентификационный номер студента, переставляют цифры, то есть для открытого доступа будет представлен некорректный номер. Все это осуществляется с помощью инструментария компании dataguise, получившего название datamasker. Основная копия производственной базы данных содержит истинную информацию о студентах, а разработчики могут свободно использовать копии, к которым применена технология сокрытия данных dataguise. В Беркли, как и во многих других университетах, постоянно сталкивались с нарушением конфиденциальности данных. Например, в мае нынешнего года хакеры проникли в одну из университетских систем, связанную с медицинским обслуживанием, и получили доступ к информации о состоянии здоровья почти 160 тыс. студентов и преподавателей.