Происходящее сегодня в облачной сфере вызывает в памяти рассуждения авторов «Золотого теленка» о двух мирах: «Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами». Во времена Ильфа и Петрова в маленьком мире продавали пищалки «уйди-уйди», позже появились тамагочи, а сейчас «совсем маленькие облака».
Поначалу казалось, что несколько гигантских компьютерных облаков накроют планету, в связи с этим вспоминали высказывание, приписываемое Томасу Уотсону, возглавлявшему в 40-е годы корпорацию IBM. Молва утверждает, будто бы именно он сказал, что на весь мир хватит пяти компьютеров. Сегодня никто не спорит: облака должны быть разными, внешними и внутренними, частными и общими, закрытыми и открытыми, адаптированными к решению разного класса задач, в том числе большими и малыми, но не настолько малыми и ограниченными, чтобы потерять основание называться таковыми. В большом мире складывается разделение участников рынка на две группы: производителей, которые разрабатывают средства, обеспечивающие предоставление ИТ в форме сервисов (Information Technology as a Sevice, ITaaS), и многочисленных провайдеров.
Сначала о первых. В результате объединения наработок компаний Sun Microsystems и Oracle потенциально может возникнуть одно из самых мощных корпоративных облачных решений. Было так задумано или случилось в силу объективных причин, сказать трудно – сфера действия этого слияния не ограничивается бизнесом двух компаний, его последствия еще ощутит вся информационная индустрия, а многих, в том числе и в России, оно не оставит равнодушными персонально. Для ИТ-специалистов с опытом работы это событие значимое – уход Sun стоит в одном ряду с исчезновением DEC и растворением SGI. Отношение к Sun формировалось у нас долго. Cначала по журналу «Зарубежная электроника», единственному источнику сведений о происходящем во внешнем мире, из которого удавалось узнать, что компании с романтическими именами Sun и Apollo создали не ЭВМ, а какие-то «рабочие станции». Потом стало ясно, что именно во многом благодаря Sun появилась еще и архитектура «клиент-сервер», а сервер на долгие годы стал основой корпоративных информационных систем. Компания Sun Microsystems прожила без месяца 27 лет, и, как всегда в таких случаях, возникает вопрос, кто следующий.
За время, минувшее с апреля прошлого года, довелось услышать массу прогнозов; большинство сходилось на том, что от бизнеса Sun останутся рожки да ножки. Предрекали даже отказ от всего аппаратного направления, а некоторые доходили до того, что утверждали, будто главе Oracle Ларри Эллисону, кроме Java, вообще ничего не нужно. Между тем, я не сомневаюсь, что сохранится большая часть наследия Sun, не исключая и MySQL. О своих планах Эллисон высказался достаточно прозрачно: «Мы хотим стать тем, чем была IBM в 60-е годы, но с одним отличием: все приложения следующего поколения будут написаны на Java».
Правда, производство «стандартных серверов» в объединенной компании все же планируется свернуть. Таким образом, за бортом остается не что иное, как та самая «коммодитизация», о которой так много и упорно говорили на протяжении последних лет любители простых решений. Скорее всего, следующей жертвой в процессе эволюционного отбора станет не какая-то конкретная компания, а ставшая господствующей идеология сборки сложных систем из простых модулей. И виной всему этому облака.
В связи с открывшейся возможностью уйти в облака в на редкость курьезном положении оказался сам Эллисон, который еще совсем недавно с гневом в принципе отвергал идеи cloud computing, а теперь, получается, возглавил, возможно, самую крупную «облачную» компанию. В ней есть собственные продукты Oracle Fusion Middleware, собравшие в себе необходимые программные компоненты для разработки, внедрения и эксплуатации сервисных архитектур, а также разработанная в Sun инфраструктура, требуемая для создания облаков. Будущее объединенное облако уже окрестили Красным (Red Cloud), которое отличается от уже существующих тем, что в большей степени оно ориентировано на корпоративные приложения.
Ориентация на корпоративные приложения, скорее всего, заставит отказаться от завышенных требований к масштабированию. Для поддержки Red Cloud не потребуются технологии виртуализации от VMware и других компаний, специализирующихся на платформе х86, а будет вполне достаточно виртуализационного потенциала Solaris. Не исключено, что удастся создать виртуальные специализированные машины (virtual appliance) и объединить их с существующими физическими специализированными машинами типа Sun Oracle Database Machine Exadata 2. Работу с большими объемами хранимых данных обеспечит технология ZFS.
Разумеется, Oracle действует не в одиночку и не в пустоте. К выпуску модульных ЦОД для облаков готовятся и другие компании. От прежних попыток собрать необходимое оборудование в одну коробку (контейнер) нынешние отличаются интеграцией всей инфраструктуры в целом. Этот сдвиг вызван пользовательскими предпочтениями – сегодня никто уже не хочет покупать отдельный сервер, большинству требуется вся инфраструктура как единое целое, включая вычислительные мощности, системы хранения, сети, средства управления бизнесом и автоматической оркестровки, а также сборки всех компонентов. Пример деятельности в этом направлении представляет собой сотрудничество Cisco, NetApp и VMware, цель которого состоит в том, чтобы предложить заказчикам новые эталонные архитектуры, помогающие сделать виртуализованные ЦОД более эффективными, динамичными и защищенными. Эти компании представили многопользовательскую архитектуру, которая позволяет повышать информационную защиту облачных систем путем изоляции ИТ-ресурсов и приложений разных клиентов, структурных подразделений или отделов, использующих общую ИТ-инфраструктуру. В рамках данного альянса реализуется модель совместной поддержки апробированных архитектур, чтобы помочь заказчикам оперативно создавать единые виртуализованные инфраструктуры. Разделение функций между партнерами очевидно: Cisco предоставляет комплекс Unified Computing System, состоящий из серверов и коммутаторов, NetApp – системы хранения MultiStore, NetApp Data Motion и контроллеры FAS, а VMware – технологии виртуализации VMware vSphere и vShield.
Примерно в том же направлении движется HP со своей системой BladeSystem Matrix. По словам вице-президента компании Джима Грантье, в своем нынешнем виде Matrix являет прообраз того, что можно будет увидеть в будущем. BladeSystem c7000 включает в себя блок питания, инфраструктуру ввода/вывода и межсоединение для установки 16 обычных серверных лезвий или специализированных лезвий-накопителей. Вторая составляющая BladeSystem Matrix – интегрированный центр управления HP Insight Dynamics Virtual Server Environment, призванный непрерывно анализировать и оптимизировать состояние всей адаптивной инфраструктуры. Именно благодаря такому интеллектуальному центру BladeSystem Matrix приобретает качества, позволяющие назвать эту структуру «облаком в миниатюре». Dell и Fujitsu строят свои решения класса ITaaS по технологии, лицензированной у компании Egenera, которая не входит в число крупнейших производителей компьютерных систем, но по своему технологическому статусу остается признанным авторитетом.
Теперь о провайдерах облачных услуг. Нынешнее их количество уже огромно, а особенности организации даже требуют отдельного объемного анализа. Имеется несколько редакций списка поставщиков таких решений (например, www.oncloudcomputing.com/en/2009/07/list-of-top-cloud-computing-solution-providers-to-watch-in-2009), которых можно условно распределить на несколько групп: поставщики инфраструктур и технических решений; поставщики вычислительных услуг; поставщики платформ; поставщики семантических услуг (BPM, BI, корпоративное моделирование); поставщики услуг безопасности; поставщики решений на рабочих местах (Cloud End-Points). Аналитики Gartner предложили свою классификацию, в которой нет наиболее популярной услуги SaaS, поскольку и ее разделили на несколько категорий (см. рисунок).
Если облачный подход не только трансформирует саму информационную индустрию, но и ведет к сдвигу парадигмы за рамки собственно ИТ, то что же со всем этим делать России? Первая часть рынка, занимаемая производителями, нам недоступна, а если не принимать энергичных мер по развертыванию индустрии ИТ-сервисов и не направлять на это серьезных инвестиций, то и вторая станет столь же недосягаемой, и тогда зависимость от внешних поставщиков станет стопроцентной. К сожалению, услуги, которые предлагают немногочисленные отечественные провайдеры, как правило, не выходят за пределы маленького мира. Скажем, претенциозно названный «новым именем в технологиях облачных вычислений» проект Softcloud, реализованный компанией Softline с использованием платформы Parallels Automation, по сути, представляет собой попытку компании, специализирующейся на дистрибуции программных продуктов, адаптироваться к новым условиям. Выразительное объяснение таким шагам дает Джон Перри Барлоу в статье Selling Wine Without Bottles: The Economy of Mind on the Global Net (en.wikipedia.org/wiki/John_Perry_Barlow), а также авторы статьи «Вычисления в облаке: будут ли полезны открытые сервисы?» в этом номере журнала. Рассуждения Барлоу сводятся к тому, что для каждого периода подходит та или иная технология, и продажа программ в коробках – это мера своего времени, когда иного способа распространения ПО не было. С появлением Сети тот же продукт можно доставить по электронным каналам, но суть продажи от этого не меняется, меняется только форма, и здесь нет нового качества.