Сегодня уже есть все основания полагать, что облака стали очередным крупным событием в ИТ. Компании и предприятия начали по требованию привлекать необходимые им ИТ-ресурсы, например системы хранения, все чаще беря инфраструктуру в аренду, а данные размещая в частных либо в глобальных облаках. Такая ситуация сравнима с арендой автомобилей — машины компании не принадлежат, она их не обслуживает, но они находятся в пользовании сотрудников и выполняют то, что от них требуется. Постепенно облака вообще потеряют свои прилагательные (гибридные, частные, публичные) и станут просто облаками, как «просто электричество», поступающее из розетки, независимо от места своего производства — на станции, расположенной за тысячи километров от дома, или от генератора, установленного в соседнем помещении. Однако это будущее, а пока облака имеют и темные стороны, разбору двух надписей на которых — системы хранения и стандарты — посвящен этот выпуск журнала.
В 2010 году все основные производители систем хранения обновили свои продуктовые линейки, причем в ряде случаев, как отмечает в своей статье Леонид Черняк, продукты образца нынешнего года становятся все более не похожи на блочные системы или файлеры, какими они были 10 лет назад, — сегодня это решения, ориентированные на работу в облаках. Отличительная особенность новых архитектур — массовый параллелизм, необходимый для обработки всего доступного пула сырых данных, поступающих из различных источников и в разных форматах, в том числе и данных неструктурированных. Гибкость — другая особенность таких архитектур, отражающая способность системы хранения оперативно адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Кроме этого, для облачных систем будут характерны сложные статистические методы и глубокие репозитории, содержимое которых обрабатывается сложными алгоритмами очистки. Иначе говоря, сейчас важно как можно быстрее разместить как можно больше данных в хранилище и как можно тщательнее их консолидировать, отфильтровав мусор и не упустив важную информацию.
Страх — тормоз перемен вообще и в ИТ, в частности, но здесь облака, похоже, могут снять проблему, например путем упрощения модернизации настольных систем. Такую возможность уже давно ждет бизнес; к слову, на данный момент 48% компаний из различных отраслей и после 2014 года планирует продолжить работу с ОС Windows XP, когда поставщик прекратит ее поддержку. Причина в привычке и страхе перемен, однако в облаках тип и версия ОС потеряют свою актуальность – в новом мире, как отмечается в статьях этого номера, не будет гегемонии классических ОС. В облаках место нынешних ОС займут глобальные унифицированные системы управления, сфера влияния которых распространится на все виды облаков. Однако, прежде чем электричество стало повсеместно доступной услугой, появились стандарты на ее предоставление (220 вольт/50Гц), аналогичные стандарты нужны и облакам.
Для полной реализации концепции Data as a Service или Storage as a Service требуется еще много сделать в сфере стандартизации, но здесь, даже несмотря на почти полное отсутствие сегодня общепринятых спецификаций, ситуация быстро меняется. Это и неудивительно, облака — первый в ИТ-индустрии случай, когда двигателем развития стали не технологии, а бизнес, и, как следствие, в конце октября 2010 года был создан, например, консорциум Open Data Center Alliance, членами которого стали крупнейшие компании из ведущих отраслей экономики: BMW, Shell, финансовые группы UBS, Deutsche Bank, гостиничная сеть Marriott International. Цель консорциума — выработка общих требований к функциональности и совместимости инфраструктуры облачных систем. Учитывая, что совокупные расходы его участников на ИТ превышают 50 млрд долл., влиятельность новой организации нельзя недооценивать, ведь сегодня на ИТ-сервисы во всем мире расходуется примерно 383 млрд долл., и только менее 4% из них идет на закупки сервисов из облаков. Аналитики IDC ожидают к 2012 году повышения этой доли до 9%, и во многом этому будут способствовать усилия Open Data Center Alliance и других, упомянутых в этом номере организаций, работающих в области стандартизации. Кроме того, результатом проходящей сейчас консолидации ИТ-рынка будет образование нескольких (думаю, не более трех) сверхкрупных игроков, предлагающих интегрированные решения для любых отраслей, что еще больше ускорит процесс формирования промышленных стандартов для облаков.
В ноябре 2010 года впервые в истории списка Top500 его возглавил представитель китайской ИТ-индустрии — суперкомпьютер Tianhe-1A, а это, даже с учетом того, что задачи Linpack неадекватно отражают возможности стратегических компьютерных систем, настораживает. Как отмечается в одной из статей номера, крупнейший торговый партнер Китая заблаговременно ответил на это событие программой DARPA UHPC, направленной на создание принципиально новых высокопроизводительных компьютеров экзафлопсного уровня, однако в России никаких конструктивных оценок ни этой, ни предыдущих, менее революционных программ прошедшего десятилетия (DARPA HPCS — суперкомпьютеры и DARPA PCA — бортовые системы) со стороны отечественных структур, имеющих отношение к модернизации в области ИТ, не появилось. Отрадно хотя бы то, что понимание важности таких программ для национальной безопасности, похоже, рождается. В сфере стратегических ИТ никакой HPC-cloud, даже без прилагательных, не поможет — найдется масса юридических и иных препонов, чтобы оградить компании и целые государства от выполнения задач двойного назначения.