Инженерам из итальянского Университета г. Парма и компании VisLab удалось невероятное: организованная ими экспедиция из четырех роботизированных автомобилей-минивэнов в автоматическом режиме прошла дистанцию в 13 тыс. км между Италией и Китаем, прибыв в Шанхай на выставку Expo 2010.
В программном обеспечении беспилотных машин была предусмотрена масса различных ситуаций, типов дороги и сочетаний погодных условий. Лазеры, радары и видеокамеры помогали машинам распознавать транспортные средства, дорожные полосы, подъемы, спуски, неожиданные препятствия и, конечно, пешеходов.
Автомобилям не требовался бензин – питание обеспечивалось от солнечных панелей. Однако аккумуляторов хватало всего на три часа, после чего их необходимо было подзаряжать в течение восьми часов. Поэтому дорога заняла довольно много времени – три месяца. Средняя скорость движения составила около 60 км/ч.
На случай непредвиденных ситуаций в каждом автомобиле находились люди, готовые в любой момент взять управление на себя, однако большую часть времени в помощи человека не было необходимости.
В России сотрудники ГИБДД попытались оштрафовать машины, едущие без водителей, а однажды электронный автомобиль даже подобрал и подвез голосовавшего на дороге автостопщика.
Движение электромобилей не прекращалось ни днем, ни ночью. Несмотря на огромную дистанцию, необыкновенная экспедиция прошла без серьезных аварий.