Но сегодня PLM вторгается уже на новую для себя поляну решений автоматизации бизнес-процессов и инструментов социального взаимодействия, стремясь трансформироваться в интегрированную платформу цифровой разработки инновационных продуктов. Данный переход уже нельзя считать количественным, реализуемым путем компоновки отдельных продуктов в пакет — речь идет о качественном скачке, однако реальных PLM-проектов во всем мире до сих пор выполнено совсем немного. Почему? Насколько результативна будет парадигма PLM при интеграции с социальными сетями и в сфере управления корпоративными ресурсами? Об этом можно узнать из данного номера журнала, посвященного вопросам интеграции традиционных и инновационных компонентов PLM-платформ, актуальным тенденциям развития рынка PLM и проблемам адаптации решений этого класса компаниями и предприятиями из разных отраслей.
В конечном итоге деятельность любого успешного современного промышленного предприятия сводится к выпуску изделий, отвечающих требованиям холистического дизайна, основная аксиома которого заключается в том, что сложное явление не может быть понято через анализ отдельных частей, его составляющих. Важнейшими компонентами PLM нового поколения сегодня становятся развитые 3D-средства «реалистичного восприятия», используемые на всех стадиях создания изделия, от первых эскизов до выпуска в продажу, а также инструменты социального взаимодействия, объединяющие различных участников создания продукта, от инженеров и технологов до продавцов, маркетологов и потенциальных потребителей. Однако, как отмечает в своей статье Наталья Дубова, немногочисленность успешных PLM-проектов (в России их почти нет), разночтения толкований и нечеткость определений сути основных компонентов управления жизненным циклом изделия, заставляют задуматься над перспективностью этого подхода.
Действительно, аналитики CIMdata определяют PLM как «стратегический бизнес-подход для поддержки совместного создания, управления, распространения и использования информации, определяющей изделие, который интегрирует людей, процессы, системы и информацию». В IDC считают, что PLM — это дисциплина принятия решений на производстве, а аналитики Gartner называют PLM фундаментальным бизнес-приложением для производственных компаний. А может быть, PLM — это всего лишь информационная магистраль производственного предприятия, ключевую роль в которой играют методики и технологические решения по выстраиванию его бизнес-процессов и налаживанию интерфейсов с другими бизнес-системами. В этом ключе достаточно логично выглядят данные проведенного аналитиками Forrester опроса, свидетельствующие о том, что, несмотря на наличие на рынке множества универсальных PLM-решений, около трети соответствующих реализаций систем управления жизненным циклом изделий на предприятиях Северной Америки и Европы — это системы собственной разработки.
Любое знание означает прошлое, старое и уже сказанное, следовательно ни о какой инновационности при опоре на знания говорить не приходится — каждая новая ситуация нова. Правда, в инженерии и технологиях прошлое применимо, но только до момента, пока речь идет о материальных изделиях, а вот как только дело доходит до общения в среде людей, а именно сюда, по утверждениям аналитиков и производителей, идет PLM, никакая ситуация не будет повторением другой, бывшей и, следовательно, прошлый опыт будет малополезным. Отсюда получается, что пока PLM — это лишь обертка, которую предлагают производители для продвижения своих традиционных решений CADCAMCAE.
Почему именно сегодня началась такая шумиха вокруг PLM? Двадцать лет назад решение по автоматизации представляло собой связку САПР и какой-либо PDM в пользу примата первой, но сейчас обстановка принципиально другая — сегодня важны не столько средства проектирования, сколько данные об изделии и системы управления ими. Риски смены платформы данных об изделиях превысили риски перехода с одной САПР на другую. Важной стала именно магистраль передачи данных по изделиям — PLM, что и требовалось доказать, поэтому именно отношение производителей к PLM и будет в ближайшее время влиять на решения заказчиков о выборе инженерного ПО, особенно в автомобильной и аэрокосмической отраслях.
Нельзя увидеть чертеж ухом, как и глазом услышать звук работающего двигателя проектируемого автомобиля — у каждого инструмента свои ограничения, и если разработчики стремятся именно к холистическому дизайну, то используют разные специализированные средства, и любые попытки их объединения дадут лишь иллюзорный эффект. В этой связи становится понятен интерес к функционированию мультисистемных сред из нескольких САПР, статья по особенностям организации которых включена в данный номер журнала.
Первые пакеты PLM появились на волне расширения функциональности связки CADCAMCAE, другие реализации возникли из систем ERP, но ни первый, ни второй, ни какой-либо другой подход, основанный на расширении и объединении, не позволит достигнуть рекламируемых целей. Возможно, поиску адекватного решения поможет идея облаков?