На московском форуме Siemens PLM Connection 2012 компания Siemens PLM Software представила новую версию платформы управления жизненным циклом изделия Teamcenter 9, в которой были реализованы функциональные возможности, отражающие современные тенденции развития сиcтем управления жизненным циклом изделий. О том, какие ключевые усовершенствования появились в системе, что влияет на разработку новых возможностей и какие имеются перспективы у систем PLM, на примере Teamcenter рассказывает Дейв Митчелл, вице-президент подразделения по разработке продуктов компании Siemens PLM Software.
Какие сегодня наиболее значимые тенденции на рынке PLM?
Самая главная тенденция — расширение возможности распределенной установки. В последние четыре года все наши усилия по повышению производительности и обеспечению работы системы в глобальных сетях были сосредоточены на том, чтобы реализовать систему PLM в частном облаке. Мы анонсировали расширение нашей стратегии Platform of Choice в направлении построения облачной модели, и первым шагом здесь является сертификация Teamcenter для работы на базе новой платформы IBM PureSystems. Скоро будет добавлена поддержка в облаках Microsoft Azure и Amazon Web Services. На данный момент мы не предлагаем конфигурацию на платформе IBM PureSystems в публичном облаке — заказчики могут приобрести ее для установки как в своем ЦОД, так и на сторонних площадках. Аналогичное предложение PLM Quickstart есть у компании HP — клиентам поставляются серверы со сконфигурированным программным обеспечением Teamcenter.
Вторая тенденция — повсеместное распространение мобильных устройств. Сегодня у нас уже есть мобильный клиент для iPad, но, чтобы поддерживать другие мобильные операционные системы — Android и Windows Phone, мы работаем над возможностями использования таких технологий, как HTML5, CSS и др.
Кроме того, мы наблюдаем у пользователей систем PLM настоятельную потребность в упрощении поиска по всему многообразию доступных им источников данных. В ответ на эти запросы мы анонсировали продукт Active Workspace — поисковый портал, предоставляющий удобные возможности поиска как в рамках Teamcenter, так и в источниках данных, накопленных в различных приложениях компании.
Что нового в этой связи появилось в новой версии?
Больше всего инноваций реализовано в области системной инженерии: управление требованиями, функциональность изделия, физическая структура и логическая структура. Самое важное достижение — это интеграция всех этих разделов с системами, в которых создается контент: Microsoft Word и Excel для управления требованиями, Microsoft Visio для функционала, Visio и Matlab для управления логикой, машиностроительные и электрические САПР для физической области.
Следующим направлением серьезных изменений стала поддержка производственных процессов — до сих пор на экране пользователю выдавалось слишком много информации, а более удобный интерфейс с новой технологией Dynamic Framework позволяет справляться с потоками данных, упорядочивая их представление и наглядно отображая взаимосвязи. Кроме того, реализованы новое приложение для балансировки производственных линий и корпоративная спецификация сборочных процессов.
Еще один важный аспект — удобство использования. Клиент на базе браузера стал гораздо симпатичнее, а в полноценном и в «тонком» клиенте реализована новая возможность — шаблоны стилей, с помощью которых администратор системы может конфигурировать интерфейс так, чтобы он полностью соответствовал пожеланиям пользователей. И для всей системы используются средства Dynamic Framework, которые впервые были реализованы в производственном модуле.
В отличие от конкурентов, Siemens PLM Software до последнего времени достаточно осторожно относилась к облакам. Означают ли нынешние анонсы, что позиция изменилась и компания будет более активно продвигать облачные PLM-решения?
Мы будем по-прежнему придерживаться некоторого консерватизма в отношении к облаку, но мы всегда нацелены на предоставление клиенту возможности выбора платформы. Переход в облако позволяет компаниям решать различные задачи, например минимизации капитальных затрат. Для поддержания собственной серверной инфраструктуры необходимы финансовые вложения — это одна из ключевых бизнес-проблем. Другая состоит в том, что для поддержки и администрирования корпоративных приложений нужны экспертные знания и человеческие ресурсы. Будь то Exchange Server, SAP или Teamcenter, для работы с этими приложениями на корпоративном уровне нужны специалисты высокой квалификации, а если клиенты используют облака, то получить экспертизу и ресурсы наших партнеров будет намного проще.
Еще один наш шаг в сторону облака связан с лицензированием. Сейчас лицензии Teamcenter предоставляются на постоянной основе, но приобретение программного обеспечения в собственное пользование — это серьезное капитальное вложение для компании. Сегодня, в виде исключения, мы уже продаем наши системы по подписке, но в будущем планируем расширить эти возможности, и клиентам будут предлагаться как постоянные лицензии, так и подписка, что обеспечит им дополнительные пути для снижения капитальных затрат.
Как идет продвижение мобильного решения?
У нас есть ряд крупных пользователей, которым требуются мобильные решения, однако существуют некоторые отраслевые особенности, затрудняющие распространение мобильных технологий. В частности, крупные производственные компании не привыкли покупать программное обеспечение в магазине App Store, а предпочитают приобретать решения у реселлеров, получая корпоративные скидки. Мы продолжим развивать наше решение для iPad, вместе с тем намерены расширять мобильные возможности своего решения в направлении поддержки других платформ, но пока об этом официальных анонсов нет.
В прошлом году президент Siemens PLM Software Чак Гриндстафф в качестве одного из стратегических направлений назвал усиление отраслевого фокуса. Как это отражается на стратегии развития Teamcenter?
Для того чтобы обеспечить лучшую координацию всех работ по поддержке различных отраслей, в компании была сформирована новая структура, объединившая группы, которые отвечают за работу с ключевыми для Siemens PLM Software отраслями, такими как автомобильная промышленность, аэрокосмическая индустрия, судостроение, тяжелое машиностроение, медицинская техника и фармацевтика, энергетика, электроника и полупроводниковое производство, потребительский сектор. Наличие такой отраслевой структуры очень помогает в выявлении потребностей клиентов в различных отраслях. Новая структура, которая курирует ключевые отрасли, отвечает за то, чтобы стратегии развития отдельных продуктов соответствовали отраслевой стратегии.
Если говорить об отдельных отраслях, то у нас есть наши традиционные заказчики, в частности, из автомобильной промышлености и аэрокосмической индустрии, которые начинали с САПР и постепенно формировали свою PLM-инфраструктуру. Но есть и относительно новые отрасли, например, индустрия моды или фармацевтика, которых в наших решениях интересует прежде всего управление документацией и информационная магистраль PLM. Для них именно Teamcenter является той исходной точкой, от которой идет дальнейшее развитие среды PLM.
PLM-среды различных заказчиков, как правило, неоднородны, что делается для интеграции с системами других поставщиков?
С точки зрения интеграции можно выделить два типа приложений. Во-первых, это приложения, в которых в процессе разработки изделия создается контент. Здесь мы предлагаем широкие возможности интеграции, поддерживая более сотни различных приложений, включая все наиболее популярные системы САПР, а также офисные инструменты для создания текстовых и табличных данных. Для интеграции этих приложений мы используем сервисную архитектуру, что позволяет нам от релиза к релизу обеспечивать поддержку всех этих решений.
Другой тип — это приложения заднего плана, в том числе ERP-системы, другие PLM-решения, а также различные унаследованные программы. Для интеграции с такими приложениями обычно используется XML, и мы предоставляем XML-инструментарий для ERP-систем. Около 200 наших заказчиков используют эти средства для интеграции с системами SAP, а четверо — для интеграции с Oracle e-Business Suite. Интеграция с унаследованными приложениями реализуется с помощью так называемых Global Services, которые обеспечивают оркестровку на базе XML входных и выходных потоков данных и взаимодействие с другими системами.
Что касается других PLM-решений, то в ситуации, когда наше ядро управления данными сосуществует с PLM-системой другого поставщика, обмен данными является серьезной проблемой. Как правило, мы «подтягиваем» данные из существующего PLM-решения, когда компания переходит с него на нашу платформу. Для этого также используются XML-инструменты и Global Services, причем обеспечивается двусторонняя связь между системами. При этом имеется возможность параллельного использования другой PLM-системы. Такая потребность может возникнуть, если у компании есть система, которая применяется редко для каких-то специфических задач, и компания не хочет тратить ресурсы на перенос данных из этой системы на нашу платформу.
О PLM все чаще говорят как об интеграционном центре, ядре автоматизации бизнес-процессов производственного предприятия. Насколько оправданна эта идея?
В компаниях, как правило, складываются два основных домена со своей экосистемой: платформа ERP и платформа PLM. По моему мнению, PLM сегодня действительно стала основной программной платформой автоматизации бизнес-процессов для промышленных предприятий. Например, концерн Siemens реализует стратегию построения индустриальной программной платформы, в центре которой находится PLM-решение — к информационной магистрали Teamcenter постепенно присоединяются все существующие в компании программные продукты. Но мы не стремимся захватывать области, занятые поставщиками систем ERP, хотя они, со своей стороны, не прочь войти в сферу PLM. На мой взгляд, здесь существует четкая демаркационная линия.
Одна из ключевых задач системы PLM — управление данными в процессе жизненного цикла изделия. В связи с глобализацией процессов разработки и усложнением изделий, массивы таких данных растут и задача Больших Данных становится одной из важнейших для индустрии PLM. Какие возможны подходы к ее решению?
Задача Больших Данных — часть нашей стратегии. Когда мы начали усиленно заниматься управлением требованиями, функциональным и логическим компонентами системной инженерии, то столкнулись с взрывообразным ростом объемов данных. Для того чтобы справляться с этим наплывом данных, мы уже предлагаем ряд решений, например разбивку баз данных на разделы. Выделяются особо активные разделы, к которым доступ обеспечивается в усиленном режиме, и разделы, к которым обращаются не так часто, что позволяет быстрее обрабатывать запросы. Кроме того, мы используем новые возможности хранения данных, но с учетом масштабов происходящего все это, конечно, не является нашим окончательным ответом на проблему Больших Данных — потребуются еще серьезные усилия для решения этой задачи.