Сегодня потребители в первую очередь обращают внимание на то, где именно располагаются ресурсы облака, — на своей площадке или у провайдера, что определяет преимущества от их использования. В случае публичного облака пропадает необходимость делать крупные единоразовые инвестиции в ИТ-инфраструктуру и появляется возможность облегчить баланс компании, сократить статьи затрат на обеспечение тех или иных сервисов, перетекающие из капитальных в операционные. Кроме того, появляется известная гибкость, связанная с тем, что затраты на услугу зависят от реальных нужд и могут со временем меняться, — облако можно модифцировать с учетом потребностей, и если срочно понадобятся дополнительные сервисы или мощности, их можно подключить буквально за минуты при помощи портала самообслуживания. Все эти плюсы очевидны, и непонятно, в чем же тогда преимущества частных облаков? Прежде чем ответить на этот вопрос, разберем, с какимм сложностями сталкиваются сегодня ИТ-подразделения компаний.
Одна из типичных ситуаций связана с тем, что ИТ не всегда успевают за потребностями бизнеса, — имеющиеся системы и традиционные для крупных компаний процедуры часто не позволяют гибко реагировать на изменения конъюнктуры. Например, одна телекоммуникационная компания в преддверии летнего сезона решила запустить новые летние тарифы: летом многие уезжают из мегаполисов, и их потребности в сервисах компании меняются. Для анализа ситуации задача передается в аналитический отдел. Через две-три недели аналитики возвращаются к руководству с отчетом: на рынке есть такие-то конкуренты с такими-то тарифами, а запуск новых тарифов позволит увеличить клиентскую базу и заработать. Далее задача передается производственным подразделениям, в том числе отделу ИТ, который, однако, заявляет, что для существующей многокомпонентной системы биллинга необходимы дополнительные мощности. Отдел ИТ берет паузу и через неделю предоставляет оценку необходимых ресурсов: средства на закупку оборудования, время на подготовку тендерной документации, заключение договоров, инсталляции оборудования и т. п., обещая к сентябрю запустить новый летний тариф. Одна из ключевых задач для компаний и ИТ-подразделений состоит в сокращении времени вывода продуктов и услуг на рынок, а для этого необходимы эластичная инфраструктура, автоматизация управления жизненным циклом сервисов, их стандартизация и каталогизация.
Другая часто встречающаяся у отделов ИТ задача — отвечать на регулярно возникающий вопрос: куда вообще уходят деньги, выделяемые на ИТ? В крупной компании много различных департаментов, при этом проекты и услуги каждого из них требуют определенных ресурсов и, что непросто сделать, соотнесения этих затрат с соответствующими составляющими бизнеса. Крупной компании необходимо понимать, на что именно расходуются ее ресурсы, и управлять процессом их распределения, а конечным потребителям нужна возможность простым и понятным образом управлять потреблением этих ресурсов. Например, компании «Крок» в рамках выполнения проектов для своих заказчиков необходимо много ресурсов на стадии разработки проектов и тестирования решений, предлагаемых заказчикам. При этом количество одновременно идущих проектов исчисляется сотнями. Для оценки эффективности той или иной деятельности необходимо учитывать, в частности, потребление ИТ-ресурсов — в разрезе как конкретных проектов, так и направлений деятельности. При этом потребители ресурсов должны иметь возможность получения дополнительных мощностей и прекращения их использования.
Еще одна задача связана с сезонностью бизнеса. Во многих компаниях бывают периоды, когда внутренняя или внешняя активность требует дополнительных ресурсов на относительно короткий срок. Одним из наиболее приемлемых и желаемых вариантов является расширение ресурсного пула на определенное время, причем важно, чтобы управление этими ресурсами оставалось в руках компании. К числу не менее актуальных для компаний относятся вопросы обеспечения информационной безопасности, соблюдения политик, требуемых для того или иного вида сервиса, эластичность имеющейся ИТ-инфраструктуры, ее проактивность и тесная интеграция с бизнес-процессами компании.
Частное облако способно помочь в решении этих задач. Как видно из рисунка, логически частное облако представляет собой набор сервисов, связанных с автоматизацией и управлением ИТ-средой, обеспечивающих учет потребляемых ресурсов и возможность соотнесения их с видами бизнес-деятельности компании. Также важны такие компоненты, как каталог ИТ-сервисов и портал самообслуживания, позволяющий управлять потребляемыми сервисами. При этом сама ИТ-среда за счет использования технологий виртуализации становится достаточно гибкой и эластичной. Собственно, то самое переформатирование ИТ во внутреннее сервисное подразделение компании, с возможностью оперирования ключевыми показателями его деятельности на бизнес-языке (обеспечение SLA, учет затрат и т. п.), превратилось в реальность с появлением частного облака.
Можно выделить две группы производителей, предлагающих инструментарий для построения частных облаков. К первой группе можно отнести ИТ-компании, идущие от уже имеющихся у них решений и продуктов: HP, BMC, IBM и CA. Эти производители давно присутствуют на рынке решений автоматизации и управления ИТ, создания каталога сервисов и управления их жизненным циклом, а теперь свои продукты они дорабатывают под специфику задач частного облака, интегрируя их с решениями по виртуализации. Управляемая инфраструктура не ограничивается только виртуальными средами от VMware, Microsoft и Citrix — многие сервисы могут состоять из компонентов, располагаемых как в виртуальной среде, так и на отдельных аппаратных мощностях (сетевые компоненты, компоненты системы хранения, серверы и т. п.). Решения этой группы способны эффективно управлять многокомпонентными сервисами, и обычно их выбирают крупные компании с высокими требованиями к автоматизации и управлению, уже достигшие достаточно высокого уровня зрелости ИТ-процессов. Такие решения наиболее функциональны и гибки, но и, как правило, довольно дороги. В таблице на примере продуктов HP и BMС указано, с помощью каких компонентов реализуются в таких решениях функциональные составляющие частного облака. Эти составляющие чаще всего группируются в пакеты: HP Cloud Service Automation (CSA), BMC Cloud LifeCycle Management (CLM) и др.
Название модуля | HP Software | BMC Software |
---|---|---|
Портал самообслуживания | HP CSA Portal | BMC Cloud User Portal |
Каталог ИТ-услуг | HP CSA Provider Console | BMC Cloud Admin Portal |
Система учета средств | HP Asset Manager | BMC Remedy ITSM |
Управление мощностями | HP Service Health Optimizer | BMC Capacity Optimization |
Управление производительностью | HP SiteScope | BMC ProactiveNet |
Управление конфигурациями и изменениями | HP Universal CMDB | BMC Atrium CMDB |
Управление жизненным циклом |
HP Server Automation
HP Network Automation HP Storage Essentials |
BMC BladeLogic Server Automation
BMC BladeLogic Network Automation |
Управление виртуальной инфраструктурой | HP Server Automation | BMC BladeLogic Server Automation |
Оркестратор/Автоматизация ИТ-процессов | HP Operation Orchestration | BMC Atrium Orchestrator |
Внешний коннектор к облаку | Используется API внешних облаков. Интеграция производится самостоятельно. | Используется API внешних облаков. Интеграция производится самостоятельно. |
Управление идентификацией и доступом | Аутентификация производится на уровне доступа к порталу самообслуживания и каталога ИТ-сервисов. Поддерживается возможность изолировать аппаратные компоненты, на которых разворачивается сервис, в отдельный защищенный виртуальный контейнер. | Аутентификация производится на уровне доступа к порталу самообслуживания и каталога ИТ-сервисов. Поддерживается возможность изолировать аппаратные компоненты, на которых разворачивается сервис, в отдельный защищенный виртуальный контейнер. |
Управление сервисами на уровне предприятия | HP Service Manager |
BMC Remedy ITSM
BMC Atrium Service Level Mgmt |
Во вторую группу входят производители, идущие от виртуализации: VMware, Microsoft и Citrix, которые расширяют свои разработки сервисными компонентами, облегчающими управление и предоставляющими дополнительные сервисы, например по учету затрат или базовой автоматизации ИТ-процедур. Так, компания VМware, имея решение в области виртуализации и управления виртуальной платформой vCenter, разработала ряд продуктов по управлению этой платформой (vCenter Configuration Manager, vCenter Chargeback manager, vCloud Director и др.) и теперь предлагает их в составе стека продуктов для создания и управления частным облаком. Microsoft доработала свои решения из состава семейства продуктов System Center (Virtual Machine Manager, Configuration Manager, Operation Manager, Orchestrator) и также предлагает их своим заказчикам в качестве пакета решений для частного облака. Несмотря на то что решения данной группы не способны сразу закрыть все задачи создания и эксплуатации частного облака, они позволяют быстро и эффективно справиться с некоторыми из них, чего оказывается достаточно для многих компаний. Недостающий функционал может быть реализован с помощью дополнительной разработки и/или интеграции со смежными решениями. На эту группу обращают внимание относительно небольшие компании либо компании с четко определенными потребностями. Необходимо также отметить, что данные решения могут использоваться в контексте развития возможностей уже имеющейся виртуальной платформы.
Почему нельзя всю эту гибкость и автоматизацию получить в случае публичного облака? Публичное облако — это отличная возможность сделать более управляемыми затраты на некритичные для бизнеса ИТ-сервисы, потребность в которых может регулярно изменяться. Низкая стоимость сервисов в публичных облаках обеспечивается за счет их стандартизации, что зачастую жестко регламентирует сценарии их использования и бывает неприемлемо в случае частных облаков. К тому же целый ряд сервисов не может быть выведен в публичное облако по причине того, что они уникальны для конкретной компании и постоянно востребованы. Немалая их часть может быть связана с внутренними разработками компании и требовать уровня гибкости, который компания считает необходимым для себя самой, не полагаясь на возможности предоставляемых провайдерами публичных облаков. В то же время не нужно противопоставлять публичные и частные облака: у современной компании имеется множество различных сервисов, часть из которых вполне может быть вынесена вовне (например, офисные приложения и электронная почта), а часть — оставлена в инфраструктуре заказчика под управлением частного облака (как правило, это бизнес-критичные приложения — биллинговая система, автоматизированная банковская система и т.п.).
Игорь Малышев (IMalyshev@croc.ru) — директор по системным решениям компании «Крок» (Москва).