В условиях усиления зависимости бизнеса от ИТ их роль растет, и можно заподозрить, что они грезят о своей незаменимости, тем более, что сегодня ощущается дефицит квалифицированных специалистов, способных не только поддерживать в работающем состоянии корпоративные системы, но и предлагать бизнесу новые идеи и сервисы.
Как отмечает Денис Адриков в этом номере журнала, посвященном частным облакам, западный ИТ-специалисты — это партнеры бизнесменов, которые продают ИТ-ресурсы в рамках корпоративной среды, представляет бизнесу отчеты о потребленных отдельными департаментами ресурсах компании и умело лавирует между запросам и возможностями внутренних подразделений ИТ и предложениями внешних провайдеров сервисов для создания конкурентной среды, что, в конечном итоге, способствует повышению эффективности бизнеса. Действительно, основную часть своего времени западные "айтишники" проводят на конференциях по новым решениям, на встречах с производителями или на курсах повышения квалификации. Вероятно, это мечта и отечественных ИТ-специалистов, осуществлению которой мешает, в частности, постоянная необходимость решать задачи поддержки ключевых бизнес-процессов. Кроме того, в условиях, когда бизнес не может дать адекватную оценку эффективности расходов, запрашиваемых ИТ-подразделением для приобретения очередного сервера или системы хранения, топ-менеджерам спокойнее, когда все «айтишники» находятся, по-крайней мере, под рукой на случай возникновения нештатных ситуаций в работе корпоративной информационной системы.
Появление на горизонте ИТ-ландшафта облаков потенциально способно, с одной стороны, помочь в осуществлении мечты ИТ-специалистов, а с другой -- развеять их грезы, которым, наверное, относительно недавно предавались кочегары, телефонистки, машинистки и другие представители нужных в свое время профессий. Возможно поэтому, под влиянием исходящей со стороны облаков угрозы, сегодня появляются проекты, сводящие облака либо к очередному варианту аутсорсинга, либо к их подмене обычными корпоративными информационными системами, способными оказывать те или иные сервисы через Интернет. Что, в конечном счете, может привести к ревизии идеи облаков и попыткам убедить в их непригодности, например с точки зрения безопасности или сложностей биллинга. Какие же основные характеристики определяют облака и чем частное облако отличается от традиционных систем коллективного пользования?
Прежде всего, как отмечает Леонид Черняк, облако — это не только богатый функционал, а еще и динамизм, и адаптируемость к потребностям быстроменяющегося бизнеса. Если бизнес статичен, то и облака не нужны, а CIO могут ничего не менять. Ручное управление и облака — понятия несовместимые. Мало того, даже экономические доводы в пользу облаков сегодня отошли на второй план — главным является именно самоуправляемость виртуализованной инфраструктуры, выступающей в роли поставщика сервисов для ограниченного (в случае частных облаков) количества корпоративных пользователей. Как отмечают наши авторы, на данный момент чаще всего такие инфраструктуры располагаются внутри физически охраняемого периметра компаний и организаций — предприятия пока еще опасаются передавать свои данные наружу (возможно, под влиянием своих CIO и работников служб безопасности). Вместе с тем, деньги, как результат всей своей деятельности, бизнес сегодня спокойно доверяет, например, банкам, причем даже не интересуясь наличием у них разнообразных сертификатов по защите данных, а информацию, как сырье для «производства» денег, — не доверяет. Похоже, потребуется значительное время, пока вырастет новое поколение CIO и пользователей, для которых идеология запуска приложений и хранения данных в облаке станет привычным делом.
Итак, как следует из статей этого номера, отличительные особенности облаков — это гибкость, маневренность и реактивность, что вполне достигается с помощью конвергентных инфраструктур, то есть готовых решений, собранных из взаимодополняющих компонентов (серверов, систем хранения, коммуникационного оборудования и систем управления, включающих средства автоматизации и оркестровки). Такие решения позволяют строить облака любых типов, правда, они пока отпугивают своей ценой, что является сегодня сдерживающим фактором для распространения облаков в России. Вместе с тем, конвергентные инфраструктуры затрагивают сложившиеся в индустрии устои разделения труда, побуждая, в частности, к пересмотру места и роли CIO, поэтому их появление можно считать знаковым событием, выходящим за рамки возникновения очередной технологии или архитектуры. Обзор инфраструктур, предлагаемых сегодня на рынке ведущими ИТ-игроками, приведен в этом номере.
Трансформировать всегда трудно — проще накрыть крышкой котел с проблемами ЦОД, обслуживающего динамичный бизнес, предлагая, например, в сентябре поддержку запрошенных бизнесом телекоммуникационных услуг на период летних отпусков, чем что-то преобразовывать. Пока на отечественных предприятиях отношения между ИТ-службой и потребителями ее услуг не выстроены как оплачиваемый сервис, то и не появится четкого понимания модели доставки сервисов, и по отношению к облакам будет преобладать технологический подход. А мечты ИТ-специалистов о переквалификации в советников бизнеса по стратегии, в круг обязанностей которых входит не поддержка эксплуатации уже существующих конфигураций, а отслеживание трендов и поиск новых идей для бизнеса, так и останутся не более чем грезами.