Ежемесячно страховая компания должна формировать комплект регламентированной отчетности для контролирующих органов, что отнимает у сотрудников много времени и сил, однако основная нагрузка для аналитиков и маркетологов — это текущая, операционная отчетность, которая необходима для вывода на рынок новых страховых продуктов или корректировки условий существующих предложений. От того, насколько оперативно специалисты смогут собрать из различных источников нужную информацию, проанализировать ее в динамике, смоделировать нужные процессы и ситуации, зависит качество принимаемых решений, а значит, стабильность и перспективы развития бизнеса. К сожалению, «ручная» аналитика не может обеспечить требуемую скорость обработки данных.
Как и в большинстве быстрорастущих бизнесов, в компании «АльфаСтрахование» на сегодняшний день сформировался разнородный ИТ-ландшафт — финансовая и операционная информация аккумулировалась в различных системах ERP и CRM, а также в специализированных приложениях для управления отдельными направлениями страхования. Данные из всех этих систем по мере необходимости выгружались в таблицы Excel, где сотрудники анализировали их в зависимости от текущих задач и собственной квалификации. Чтобы формировать такие выгрузки, требовалась постоянная поддержка со стороны подразделений ИТ, поэтому для сопровождения и развития аналитического направления была выделена команда из пяти ИТ-специалистов. Однако они успевали решать лишь текущие вопросы, а на создание собственной полноценной аналитической системы у «АльфаСтрахования» ресурсов не хватало. Поэтому наиболее разумным решением представлялось внедрение уже готовой промышленной платформы бизнес-аналитики.
«АльфаСтрахование»
Группа «АльфаСтрахование» — один из крупнейших российских страховщиков, предлагающих универсальный портфель из более чем сотни страховых продуктов для юридических и физических лиц. Основные клиенты компании — банки, судовладельцы и перевозчики, предприятия атомной энергетики, металлургии и машиностроения, представительства крупнейших зарубежных компаний, общественные и государственные организации и учреждения. Услугами этого страховщика сегодня пользуются более 323 тыс. компаний и 3,3 млн частных клиентов. В 2010 году группа «АльфаСтрахование» в общем рейтинге «Топ-200 самых динамично развивающихся компаний России» вошла в первую десятку, а в 2011 году журнал World Finance признал «АльфаСтрахование» лучшей страховой компанией России. Компания получила международный рейтинг финансовой устойчивости Fitch и высший рейтинг надежности А++ рейтингового агентства «Эксперт РА». Компания имеет более 400 региональных филиалов по всей стране и занимает пятое место в числе крупнейших страховых компаний России.
Выбор платформы
В 2008 году руководство «АльфаСтрахования» инициировало проведение в компании комплексного ИТ-аудита, по результатам которого был запланирован ряд шагов по преобразованию ИТ-инфраструктуры, связанных с централизацией источников данных и инструментария для работы с ними. Вместо нескольких разрозненных ERP-систем внедрялась одна — Unicus, и предполагалось создать единое BI-решение, которое должно было охватить главный офис и всю региональную сеть. Однако, в отличие от ERP, в случае с бизнес-аналитикой не было четкого понимания того, на какой платформе строить новую централизованную систему.
Ассоциации против больших объемов
Любой компании, работающей с большими объемами данных, необходимо ответить на два вопроса: как их хранить и как эффективно использовать. Решения компании QlikTech расширяют возможности систем бизнес-аналитики средствами ассоциативного поиска и анализа. Андрей Ревуцкий |
Для участия в тендере по выбору аналитического решения были приглашены семь компаний, предлагающих традиционные «тяжелые» BI-системы — ИТ-специалисты «АльфаСтрахования» не только сравнивали функционал продуктов, но и оценивали качество и скорость выполнения тестовых заданий. Уже после начала тендера специалисты «АльфаСтрахования» познакомились с партнером компании QlikTech — «Консультационной группой АТК».Оказалось, что только решение QlikView в полной мере справилось с поставленными в ходе конкурса заданиями, в частности, позволяло быстро объединить четыре источника данных для получения оперативной отчетности.
«Система QlikView удивила нас своей простотой, понятностью и гибкостью. Честно говоря, поначалу мы даже склонны были искать в этом какой-то подвох, настолько велико было отличие от других предлагаемых решений. Если традиционные BI-системы нам предстояло внедрять полтора-два года, то первое приложение на платформе QlikView, работающее с нашими данными, было создано за несколько недель», — рассказывает Дмитрий Милов, руководитель управления бизнес-анализа и технического проектирования ИТ-департамента компании «АльфаСтрахование».
Отдельного изучения потребовали риски, связанные с технологией обработки в памяти, на которой строится QlikView. Сейчас обработка данных в оперативной памяти уже близка к тому, чтобы стать стандартом, но на момент выбора аналитической системы в «АльфаСтраховании» использование этой технологии было исключением. По результатам скрупулезного анализа специалисты «АльфаСтрахования» признали, что такие механизмы QlikView, как побитовая индексация и колоночная СУБД, смогут обеспечить должный уровень сжатия данных и гарантируют оперативную работу с данными на сервере стандартной архитектуры и типичным объемом оперативной памяти.
Андрей Педоренко: «При выполнеии проекта с QlikView все ключевые руководители были готовы идти на риск ради преимуществ, которые мы рассчитывали получить» |
«На момент выбора нами аналитической системы, QlikView была мало известна в России. Но страховщики привыкли профессионально оценивать риски и не бояться их, ведь лидерство без рисков невозможно. Для «АльфаСтрахования» роль первопроходца не нова — например, мы первыми в России внедрили решение SAP для урегулирования убытков в автостраховании, одном из наших основных направлений деятельности. В случае с QlikView все ключевые руководители были готовы идти на риск ради преимуществ, которые мы рассчитывали получить», — вспоминает Андрей Педоренко, директор ИТ-департамента компании «АльфаСтрахование».
Внедрение
Пилотный проект внедрения QlikView длился четыре месяца. На первом этапе в компании решили сосредоточиться на операционной аналитике по трем основным направлениям: собственно страховая деятельность (функционал для андеррайтеров — специалистов по оценке рисков, актуариев — специалистов по страховой статистике и резервам и, частично, для продавцов), финансовый блок (анализ дебиторской задолженности) и контроль качества страховых данных (достоверность, полнота, непротиворечивость). От каждого направления в проектную команду по мере необходимости привлекались ключевые специалисты, которые помогали создавать модели данных. Непосредственной реализацией этих моделей в системе занимались специалисты «Консультационной группы АТК». Позднее, на этапе развития проекта, в компании «АльфаСтрахование» стал создаваться собственный центр компетенций по бизнес-аналитике — сотрудники департамента ИТ прошли обучение и сертификацию по платформе QlikView и подключились к разработке новых моделей и инструментов для анализа данных.
По окончании пилотного проекта платформа QlikView была утверждена в качестве корпоративного стандарта, а развитие проекта продолжалось — более глубоко изучались потребности пользователей, в том числе в региональных подразделениях, совершенствовалась операционная отчетность. В 2011 году в компании приступили к реализации в системе регламентной отчетности, предназначенной для Федеральной службы финансовых рынков и Российского союза автостраховщиков.
«Сейчас проект по автоматизации регламентной отчетности находится на завершающей стадии — реализовано заполнение форм 1С, 2С, форм годовой бухгалтерской отчетности 7 и 10. Раньше в формировании этой отчетности был задействован целый отдел высококвалифицированных сотрудников, а теперь трудозатраты на подготовку отчетности отраслевым регуляторам сократились в десятки раз и у нас появилась возможность высвободить специалистов для решения более нетривиальных бизнес-задач», — отмечает Сергей Шишкин, заместитель финансового директора компании «АльфаСтрахование».
Внедрение QlikView велось по методологии, близкой к «скорой» (agile), когда один масштабный проект разбивается на последовательность мелких шагов. На каждом этапе постановка задачи заново уточнялась с учетом замечаний, уже поступивших от пользователей по итогам предыдущих итераций. Благодаря такой непрерывной обратной связи процесс внедрения шел гораздо быстрее, а получавшаяся система больше соответствовала пожеланиям пользователей.
К настоящему моменту количество пользователей QlikView уже превышает 250 человек, а система доступна не только представителям центрального офиса — сегодня лицензии есть в каждом филиале «АльфаСтрахования». В планах компании — обеспечить всех продавцов аналитикой QlikView, а также усилить аналитические возможности региональных подразделений.
Специфика бизнес-аналитики в страховании
Колонки, SSD и облака
СУБД, анализирующие данные по колонкам, твердотельные накопители и облака могут существенно повлиять как на принципы построения баз данных, так и на пути развития методов бизнес-аналитики. Леонид Черняк |
В страховании анализ данных имеет свои особенности — как правило, аналитики используют большое количество сложных показателей и поэтому привыкли иметь дело только с таблицами. В таких условиях сложно убедить сотрудников отказаться от привычного Excel и заменить его новым централизованным инструментом бизнес-аналитики, тем более что яркая и наглядная визуализация — одна из сильных сторон QlikView — остается почти не востребованной, ведь представить большие объемы табличных данных в виде модных спидометров или красивых графиков невозможно. Но в «АльфаСтраховании» эта проблема решилась сама собой — система оказалась достаточно удобной в работе, и сейчас большинство пользователей используют QlikView в первую очередь для проведения полноценного бизнес-анализа, с возможностью дальнейшей выгрузки данных для последующей обработки их в Excel. Сотрудники отдела маркетинга моделируют поведение целевой аудитории, выделяют группы перспективных клиентов. Андеррайтеры ищут скрытые закономерности, которые надо учесть при формировании нового продукта, а сотрудники отделов продаж с помощью QlikView оценивают результаты собственной работы. Многие решения в компании стали приниматься быстрее, в частности, сократилось время вывода на рынок нового страхового продукта — одного из главных показателей в страховой деятельности.
Сегодня можно сказать, что QlikView играет в компании роль своеобразного «индикатора креативности»: часть сотрудников «АльфаСтрахования», получив в руки аналитический инструмент, стали активно использовать его для моделирования различных ситуаций, создания новых показателей, исследования рынка — иными словами, для самостоятельного творческого поиска. Другие по-прежнему предпочитают применять готовые решения и довольствуются разработанными для них моделями, шаблонами, типовыми отчетами. Таким образом, внедрение QlikView помогло выделить сотрудников с лидерскими качествами и аналитическим потенциалом, что стало незапланированным, но важным результатом проекта.
Сама компания QlikTech позиционирует свою систему как «инструмент самообслуживания», утверждая, что бизнес-пользователи могут самостоятельно работать с QlikView, практически не обращаясь за помощью к ИТ-специалистам, однако такая самостоятельность имеет и оборотную сторону, ведь быстродействие системы напрямую зависит от качества проектирования моделей данных. В «АльфаСтраховании» по мере развития системы QlikView в нее постоянно добавляли новые источники данных, в том числе временные (например, это могла быть таблица Excel с плановыми показателями на следующий месяц). Такие источники подгружались в существующие модели «на ходу», без тщательной проработки, в результате чего в какой-то момент эффективность таких «сшитых на живую нитку» моделей снизилась и производительность системы заметно упала. Тогда ИТ-подразделению пришлось снова взять управление в свои руки и заняться переработкой и оптимизацией, а потом и сопровождением моделей.
Результаты проекта
Основным достижением проекта стало создание в «АльфаСтраховании» единого информационного пространства для операционной и аналитической деятельности, причем возможности QlikView позволяют компании обходиться без традиционного хранилища данных. В ходе внедрения системы в компании был систематизирован и формализован подход к расчету специфических KPI страхового бизнеса, и теперь компания уверена в прозрачности и достоверности таких ключевых показателей, как резерв незаработанной премии (РНП), резерв заявленных убытков (РЗУ), коэффициент убыточности (КУ), чистое комиссионное вознаграждение.
Пользователи увидели в QlikView инструмент, который не только предоставляет необходимые отчеты, но и позволяет оперативно решать новые задачи. Так, например, для разработки нового продукта в области автострахования андеррайтеры решили отслеживать дополнительный показатель — пробег автомобиля, а необходимые для этого данные и KPI были быстро добавлены в QlikView. Кроме того, благодаря технологии in-memory пользователям стало комфортнее работать с аналитикой, поскольку большинство оперативных отчетов формируются в считанные секунды.
«В страховом бизнесе много аналитических задач, которые требуют обновления данных по несколько раз в день. Например, раньше мы видели «вчерашние» данные по РЗУ, а в рамках проекта внедрения QlikView консультанты АТК создали для нас облегченную аналитическую модель, позволяющую проводить мониторинг показателей резервов практически в режиме онлайн, при этом без нагрузки на основную учетную систему. Такое интерактивное отслеживание РЗУ особенно полезно в период подведения итоговой отчетности за период, — комментирует Шишкин. — Позитивные изменения после внедрения QlikView заметили не только внутри компании. Наши аудиторы, компании «Мариллион» и PricewaterhouseCoopers, оценили новый уровень прозрачности данных и показателей, которые предоставляет «АльфаСтрахование», это позволило значительно упростить подходы к аудиту нашей деятельности».
В ближайших планах «АльфаСтрахования» — завершение проекта по реализации в QlikView полного комплекта регламентной страховой отчетности, создание моделей для отдельных направлений деятельности (страхование жизни, обязательное и добровольное медицинское страхование), визуализация управленческой отчетности для топ-менеджмента. Продолжается тиражирование системы в регионах — в компании рассчитывают, что доступность QlikView в каждом офисе региональной сети поможет «выровнять» качество собираемой аналитики. Все это позволит руководству компании видеть полную картину развития бизнеса и учитывать особенности конкретных регионов и сегментов рынка.