Надо отдать должное администрации США, которая уделяет серьезное внимание развитию науки и самым разным технологиям, не сводя национальные интересы к какой-либо одной предпочтительной технологии, пусть даже с красивой приставкой «нано». В составе администрации есть даже такие необычные для чиновников должности, как CIO и CTO страны, но главное, что плодотворно работает Президентский совет по науке и технологиям (President’s Council of Advisors on Science and Technology, PCAST), подчиняющийся Управлению по политике в области науки и технологий (White House Office of Science and Technology Policy, OSTP). В состав Cовета входят несколько десятков ученых и предпринимателей, преуспевших в создании высокотехнологичных компаний. В 2010 году Совет подготовил адресованный президенту и конгрессу отчет «Проектируя цифровое будущее: федеральное финансирование исследований и разработок в области информационных и коммуникационных технологий», в котором отмечается значение для нации информационных и коммуникационных технологий:
- ИКТ стали критическим фактором в обеспечении экономической конкурентоспособности страны;
- ИКТ играют решающую роль в достижении глобальных и национальных интересов в таких областях, как энергетика, транспорт, образование, здравоохранение, государственная и личная безопасность;
- ИКТ позволяют решать важнейшие проблемы в разных научных направлениях;
- ИКТ позволяют совершенствовать общество и двигаться по направлению к открытому правительству.
Большая часть исследований и разработок ведется в США за счет частного капитала, но их значимость по перечисленным позициям вызывает необходимость осуществлять финансирование и за счет бюджета. Эту функцию выполняют в основном два федеральных агентства: Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF) и Агентство перспективных оборонных исследовательских разработок (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), которые в своей деятельности руководствуются программой инвестиций в НИОКР в области сетевых и информационных технологий, координируемой специальным подкомитетом Национального совета по науке и технике (National Science and Technology Council, NSTC) и еще 14 агентствами. В программе есть открытая и закрытая части, в год распределяется примерно 10 млрд долл.
Упомянутый отчет охватывает многие сферы жизни человека, от интеллектуальных счетчиков энергии и взаимодействия между собой движущихся автомобилей до предотвращения террористических актов. В частности, в нем говорится: «Объемы данных растут в экспоненциальной пропорции, их порождают самые разные источники, от простых датчиков до систем, моделирующих сложные ситуации, общим для всех них является необходимость извлечения из этих данных полезных знаний». Этот отчет стимулировал появление инициативы «Большие данные: исследования и разработки», объявленной администрацией Обамы в конце марта 2012 года. В ее рамках предполагается распределить 200 млн долл. между несколькими федеральными министерствами и агентствами. Джон Холден, помощник президента, отвечающий за политику в области науки и технологий, сказал по этому поводу: «В прошлом федеральные инвестиции в исследования и разработки в области информационных технологий способствовали нынешним успехам по части суперкомпьютеров и Интернета. Нынешняя инициатива обещает трансформировать использование Больших Данных в фундаментальной науке, в исследованиях, связанных с окружающей средой и биомедициной, образованием и национальной безопасностью».
Администрация Барака Обамы полагает, что новая инициатива поможет решить наиболее актуальные проблемы, стоящие перед нацией |
В новейшей истории США правительство неоднократно выступало с инициативами, оказавшими значительное влияние на научно-технический потенциал страны. В сороковые годы был Манхэттенский проект, его конечной целью была бомба, но результаты не остались в закрытых городах, а дали импульс к созданию нескольких физических школ в ведущих университетах, национальных лабораторий и ядерной индустрии в целом. В 60-е годы испуг от успехов советской космонавтики стимулировал государственные инвестиции в высокие технологии, следствием чего стало появление электронной и компьютерной индустрий, Интернета, мощнейшей системы компьютерного образования и феномена Кремниевой долины. Сейчас эта страна стоит на пороге очередной широкомасштабной инициативы, последствия которой могут оказаться не менее значительными, чем вызванные предыдущими. На этот раз речь идет о Больших Данных.
Стимул очевиден — за последнее время самые большие деньги были сделаны компаниями, так или иначе связанными с работой с данными (Google, Amazon, Facebook и др.). Но не только деньги важны для администрации — совершенно очевидно, что принятие решений важнее их, известное выражение Натана Ротшильда «Кто владеет информацией — тот владеет миром» приобретает сегодня особое значение. Важно не просто накопить огромные массивы данных, но извлечь из них полезную информацию, поэтому сегодня в центре внимания и оказалась аналитика.
Этот вид деятельности может стать существенной частью национальной экономики — по оценкам института McKinsey, в 2018 году будет неудовлетворенная потребность в 140–190 тыс. специалистов по анализу данных (data scientist) и до 1,5 млн менеджеров, способных использовать методы анализа данных. Эти показатели наглядно демонстрируют «размер бедствия». Промышленно развитые страны смогут создавать целые индустрии по переработке данных, где данные — сырье, а продукция — информация. Скоро можно будет говорить об обработке данных, как об отдельном сегменте национальной индустрии, и даже при том что сумма в 200 млн долл. явно не соответствует обозначенным целям (ИТ-компании даже не первого эшелона выделяют на исследования и разработки гораздо большие суммы), примем ее на веру, хотя понятно, что реальные затраты, как и на предыдущие инициативы администрации США, будут совершенно иными, для этого достаточно лишь перечислить основных действующих лиц инициативы «Большие Данные: исследования и разработки».
Пентагон намеревается спонсировать следующие исследования: Anomaly Detection at Multiple Scales (ADAMS) — обнаружение аномальных ситуаций в больших объемах данных, под этим понимается выявление аномальных случаев поведения индивида в социальных сетях; Cyber-Insider Threat (CINDER) — выделение действий в сетях военных компьютеров, которые можно расценить как разведывательные; Insight — снабжение различного рода систем слежения дополнительной информацией из разных источников; Machine Reading — использование алгоритмов искусственного интеллекта для обработки текстов на естественных языках и выделение контекста в форме, доступной для человека; Mind's Eye — программа развития визуального интеллекта и распознавания сцен; Mission-oriented Resilient Clouds — защита облаков; Programming Computation on Encrypted Data (PROCEED) — разработка практических приемов и новых языков программирования, позволяющих работать с размещенными в облаке закодированными данными без предварительного декодирования, что может радикально повысить безопасность облачных технологий; Video and Image Retrieval and Analysis Tool (VIRAT) — технологии для аналитической обработки в реальном времени видеоизображений, поступающих с поля боя; XDATA — технологии для работы с квазиструктурированными и неструктурированными данными.
Министерство внутренней безопасности в содружестве с несколькими ведущими университетами предполагает создать Центр компетенции в области визуализации и анализа данных (Center of Excellence on Visualization and Data Analytics, CVADA) для информационной поддержки спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций.
Министерство энергетики распределяет по основным своим подразделениям такие темы исследований, как общие вопросы высокопроизводительного компьютинга и математические основы петамасштабых вычислений, автоматизация исследований в физике высоких энергий, биологии и материаловедении. Исследования и разработки медицинского характера распределены между министерством по делам ветеранов и министерством здравоохранения.
Со своими темами в новой инициативе также участвуют Национальное управление архивов и документации, хранящее оригиналы основополагающих исторических документов; Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA); Геологическая служба США; Агентство национальной безопасности (NSA/CSS), крупнейшее государственное агентство по сбору разведывательной информации.
Ванневар Буш считал, что государственное финансирование важно только для экстремальных условий |
Распределение ответственности между множеством организаций и избыточная детализация вызывают сомнение у многих экспертов, комментирующих новую инициативу, появились даже такие статьи, как “Big Data Initiative Or Big Government Boondoggle?” (словом Boondoggle а Америке называют не слишком успешные меры по созданию мелкого бизнеса, предпринимавшиеся в период Великой депрессиию. — Л. Ч .). Действительно, со стороны начинание выглядит странно, особенно для страны с богатым опытом, включающим создание современных ИКТ и прежде всего Интернета. Например, фундамент Интернета был заложен выдающимся ученым и администратором Ванневаром Бушем при решении им прикладных оборонных задач. Именно ему принадлежат основные идеи управления разработками, которые впоследствии позволили найти организационные формы и источники финансирования глобальных сетевых проектов. В Буше органично сочетались три мало совместимых качества: он был крупным академическим ученым и преподавателем, обладал универсальным инженерным видением и при этом был еще умелым руководителем. Его сила и влияние оказались столь велики, что его называли «царем» (tzar) американской науки. Этого неформального звания он был удостоен после выполнения Манхэттенского проекта, где господствовал административный принцип.
Государственное финансирование и планирование результатов Буш признавал важными, но только для экстремальных условий, а мирная модель науки, по его мнению, должна отличаться приматом личности ученого и свободы творчества. Неслучайно «золотое правило», обеспечившее успех Кремниевой долины, звучит так: «Вначале действуй, разрешения спрашивай потом». Не стоит спорить с тем, что крупные государственные программы, например связанные с исследованием космоса, могут использовать только административную модель, но для целого ряда случаев, когда нельзя заранее расставить верстовые столбы, как было с Интернетом, требуется альтернативная модель, движущей силой которой являются любознательность, познавательный и личный интерес ученых. Полезный результат таких работ поначалу не вполне очевиден, но перспективно мыслящее государство, как считал Буш, обязано финансировать и их, не требуя немедленной отдачи. В сентябре 1998 года комитет по науке Конгресса США опубликовал меморандум «Раскрывая наше будущее: направления новой национальной научной политики» (Unlocking Our Future Toward a New National Science Policy). В нем была определена на ближайшее десятилетие роль, которую должно играть государство в развитии науки. Документом признается, что основой государственной политики по отношению к науке остаются взгляды Ванневара Буша. Складывается впечатление, что авторы инициативы «Большие данные: исследования и разработки» либо ничего об этом не знают, либо сознательно избрали административно-командный путь, оправданный при выполнении проектов, прямо влияющих на национальную безопасность. Но куда он приведет?