Со времени появления термина eLearning не прекращаются споры о месте и роли компьютерных технологий в системе образования. От категоричного «ничего нового в этом нет и быть не может» до не менее безапелляционного «современное образование возможно только в цифровом виде» — разброс мнений широк, и разногласия только обостряются с приходом в обучение новейших достижений электронных коммуникаций. Термины «мобильное» и «социальное» обучение пока лишь входят в лексикон российских специалистов и вызывают немало сомнений и скепсиса. При этом на Западе использование мобильных платформ и социальных сетей в учебном процессе как в академическом, так и в корпоративном образовании уже стало реальностью, и вопросом для обсуждений является не «Нужно это или нет?», а «Как и для чего использовать?».
eLearning — Обучение с приставкой «e» История персональных компьютеров, ставших общедоступными, ведет отсчет уже третьего своего десятилетия, однако обучение с помощью компьютерных технологий начало развиваться гораздо позже. Наталья Дубова |
Представить себе современного студента или сотрудника компании без хотя бы мобильного телефона практически невозможно, и если идеи BYOD (bring your own device) все активнее овладевают бизнесом, то почему бы не использовать эту тенденцию и в образовательных целях. Точно так же вряд ли удастся сегодня встретить студента, не обретающегося в той или иной степени в социальных сетях. И если это так, преподаватели вузов не должны их игнорировать, но должны искать способы приспособить их под учебные нужды. Что мы в итоге получим с приходом мобильного и социального обучения — новую среду, принципиально новые подходы и новое качество образования или лишь дополнительные инструменты для традиционного учебного процесса, — покажет время. Но что-то подсказывает, что ради второго варианта не стоит и затевать игру.
В условиях «вечного совершенного шторма»
Серьезная консьюмеризация
На первый взгляд, от термина «консьюмеризация ИТ» отдает маркетингом, но это не так — за ним скрывается содержательное и многообещающее направление в развитии индустрии, более того, он отражает социально-экономические процессы, выходящие за рамки ИТ. Леонид Черняк |
Метафору «совершенного шторма» для рынка мобильного обучения предложили в исследовательской компании Ambient Insight в 2006 году. По мнению аналитиков, этап формирования рынка для продуктов мобильного образования уже пройден, и сейчас для них наступает фаза формирования ценности — массового внедрения решений для мобильного обучения, которое будет сопровождаться появлением в этой области инновационных технологий и подходов, таких, например, как дополненная реальность, сенсорные технологии, «интеллектуальные» персональные обучающие приложения. И эта тенденция активного «творческого» развития рынка мобильного обучения будет продолжаться в обозримом будущем, что дает основания говорить о «вечном идеальном шторме» в сфере коммерческих средств мобильного образования. По данным Ambient Insight, лидерство на этом рынке вплоть до 2015 года сохранит США, однако эту страну могут потеснить и другие государства: Япония, Южная Корея, Великобритания и Тайвань, а также Китай, Индия, Индонезия и Бразилия.
Что же такое «мобильное образование»? Аналитики включают в это понятие средства передачи знаний, контент, инструменты и приложения, доступ к которым осуществляется с мобильных устройств: смартфоны и планшеты,электронные ридеры, карманные медиаплееры, мобильные игровые устройства, специализированные средства, такие, например, как мобильные помощники для врачей и специальные устройства для целей обучения (ноутбуки и нетбуки в категорию устройств для мобильного образования не входят). Специалисты из британских компаний Kineo и Ufi/learndirect, специализирующихся на инновационных решениях для электронного обучения, в совместном исследовании определяют мобильное образование как возможность учиться независимо от места и времени. Мобильность обучающегося как ключевой фактор нового подхода к образованию подчеркивается многими его адептами и теоретиками. Так, один из идеологов мобильного образования, профессор Открытого университета Великобритании (Open University UK) Майк Шарплес определяет мобильное образование как «процесс (персональный или общественный) приобретения знаний путем изучения и общения в множестве различных контекстов, объединяющих людей и интерактивные технологии».
Но технологическая платформа является одной из главных составляющих мобильного образования просто потому, что без нее такого понятия просто не возникло бы. Широкое распространение мобильных телефонов с достаточно интеллектуальной начинкой, появление планшетов, которые завоевали себе огромную армию поклонников, сделали для многих мобильные устройства важным, если не основным, средством доступа в Сеть, средством общения — делового и дружеского и, как следствие, инструментом получения разнообразной информации. По прогнозам компании Ericsson, к 2015 году 80% пользователей Интернета будут осуществлять доступ к глобальной Сети посредством мобильных устройств. Причем извлечение разнообразной информации из Интернета все чаще происходит не с помощью одного окна мобильного браузера, а с использованием различных специальных мобильных приложений.
Что делает современные мобильные устройства привлекательными для использования в образовательных целях, это все более активная конвергенция на одной платформе функций доступа в Интернет, чтения электронных книг, прослушивания аудиофайлов и просмотра видео, геолокации. Современные мобильные игровые или обучающие устройства, персональные медиаплееры кроме средств подключения к Интернету имеют возможности чтения электронных книг и GPS, а специализированные электронные ридеры, например Barnes&Noble Nook, оснащаются встроенными браузерами, клиентом электронной почты и поддержкой различных приложений, тем самым фактически трансформируясь в планшет. Все это расширяет спектр мобильных платформ для применения в целях обучения.
Учеба «на лету»
Как и для каких целей могут использоваться в обучении уже во многом универсальные, но все же имеющие четко выраженную специфику мобильные устройства? Специалисты в области мобильного образования убеждены, что оно вводит принципиально новый формат в процесс обучения, предоставляя средства и возможности, недоступные не только в традиционных образовательных моделях, но и в системах электронного обучения, рассчитанных на настольные компьютерные платформы. В исследовании Kineo выделяется несколько ключевых характеристик мобильного обучения.
- Повсеместность. Контент мобильного обучения может быть получен в любом месте при условии наличия беспроводных сетевых соединений. При этом загруженная на мобильное устройство информация может быть изучена и освоена в любое время. Таким образом, учащийся получает беспрецедентную свободу организации своего образовательного процесса.
- Краткость учебных модулей. Компоненты учебной программы для мобильной платформы должны быть относительно короткими, что определяется как техническими особенностями устройства, так и фактором среды, в которой происходит изучение материала. Работая с мобильными системами, учащийся с большой вероятностью будет отрываться на что-то другое, и это может мешать его концентрации на обучении.
- Предоставление «по требованию». Учащийся может получить информацию в тот момент, когда она ему наиболее необходима.
- Смешанная модель обучения. Маловероятно, что мобильное обучение будет единственной моделью реализации образовательной программы. Скорее, оно будет дополнять традиционный процесс своими специфическими возможностями.
- Возможность совместного обучения. В большинство мобильных устройств заложены средства коммуникаций, и это используется в мобильных образовательных приложениях — от применения сервиса коротких сообщений для оповещений и опросов до организации дискуссий в социальной сети.
- Возможность привязки к местоположению. Мобильные устройства позволяют доставлять обучающий контент, имеющий отношение к месту нахождения учащегося.
Аналитики Ambient Insight выделяют несколько классов приложений для мобильного образования, в том числе средства поддержки выполнения работ и принятия решений, инструменты обучения с привязкой к местоположению, средства обучения на основе сотрудничества и использования социальных сетей, пакетный контент, специальные встроенные в мобильную платформу обучающие средства.
Платформы поддержки мобильности
Корпоративные пользователи все чаще используют мобильные устройства для работы, однако компании, которые решились на применение мобильных устройств в бизнес-целях, должны иметь возможность управлять устройствами своих сотрудников. Валерий Коржов |
Мобильные платформы могут стать незаменимым инструментом предоставления необходимых знаний для любых специалистов, выполняющих свою работу вдали от стационарного рабочего места. Соответствующий обучающий контент может представлять из себя мини-справочники в удобных для просмотра форматах или интерактивные инструкции, поддерживающие пошаговое выполнение работ и помогающие пользователю принимать те или иные решения на основе вводимой им информации. Такие приложения, как отмечают в Ambient Insight, в США наиболее популярны в корпоративной среде, в медицинских учреждениях и службах оперативного реагирования.
Интересным направлением мобильного обучения являются образовательные сервисы с привязкой к местоположению. Они обеспечивают передачу знаний посредством интерфейсов беспроводных сетей и датчиков, которые реагируют на действия пользователей с привязкой к текущему времени и местоположению и моделируют соответствующую ситуацию. Такие мобильные инструменты могут использоваться во врачебной практике и службах быстрого реагирования, в туристической индустрии для предоставления информации путешественникам и посетителям музеев, в различных обучающих программах. Захватывающие возможности открывают новые приложения с поддержкой дополненной реальности, позволяющие осуществить привязку мобильного устройства не только к местоположению, но и к «историческому» времени, и смоделировать, например, как выглядел археологический объект, на который наведена камера устройства, тысячелетия назад. Понятно, что такие инструменты могут найти самое широкое применение в музейном деле, туристической индустрии и обучении, например, студентов-историков.
Наибольшие доходы на американском рынке, по данным Ambient Insight, в ближайшие годы будут приносить пакетный мобильный контент, включая обучение языку и подготовку к экзаменам, справочные материалы, инструкции и руководства, обучение с помощью игр и имитаций, учебные материалы по различным дисциплинам и т. д.
В целом спектр возможных применений мобильных устройств в процессах обучения, как корпоративных, так и вузовских, очень широк. На одном его краю может быть простейшее использование SMS для оповещения студентов об изменениях в расписании, а также для проведения опросов в ходе семинаров или различных исследовательских проектов. Простые сообщения в Twitter во время учебных занятий могут стать для преподавателя инструментом организации дискуссий. Есть и специальные приложения, основанные на принципах коротких сообщений, которые помогают проводить опросы на мобильных устройствах и позволяют преподавателю оперативно оценить степень понимания студентами материала до, во время и после занятия и сделать из этого соответствующие выводы. На другом конце спектра — образовательные программы, которые предлагают пакеты учебного контента, организованные специальным образом для изучения на мобильных устройствах, или задействуют мобильные платформы для более глубокого освоения различных дисциплин. Например, в одном из американских университетов студенты в процессе изучения разработки мобильных приложений делают проекты по созданию средств мобильного обучения для разных факультетов.
Кто они, мобильные студенты?
Изучая демографию пользователей мобильного обучения, аналитики приходят к выводу, что неправильно было бы ограничивать его потенциальную аудиторию только так называемыми цифровыми аборигенами — поколением, рожденным после 1982 года. Действительно, эти люди в большинстве своем уже не мыслят себя без мобильных устройств, как правило, готовы к различным экспериментам, активно общаются в социальных сетях. Однако мобильное обучение невозможно без определенной степени самодисциплины и целеустремленности, и потому его потенциальные пользователи должны сочетать лояльность к новым технологиям с определенной зрелостью. Мобильное обучение также способно помочь людям с социальными или поведенческими затруднениями, позволяя им включаться в образовательный процесс без непосредственного общения с сокурсниками, а также людям с физическими недостатками.
В исследовании Ambient Insight отмечается, что в ближайшие три года на американском рынке среди пользователей решений для мобильного образования будут доминировать конечные потребители и медицинские организации. И те и другие вообще одними из первых оценили потенциал мобильных средств обучения. Для конечных пользователей широкие возможности открывают магазины мобильных приложений — по данным Ambient Insight, в феврале 2011 года в мире было более ста магазинов приложений, при этом динамика роста составляла один-два новых магазина в месяц. Всем известны магазины приложений для конкретных платформ компаний Apple, Google и BlackBerry. Существуют также глобальные магазины приложений для массового рынка, созданные компаниями GetJar, Amazon и Opera. И в большинстве таких магазинов есть специальные разделы, посвященные продуктам для мобильного обучения. Образовательный контент также занимает значительную долю ассортимента магазинов по продаже электронных книг. В целом, по данным Ambient Insight, во всех таких магазинах — приложений, электронных и аудиокниг — не менее 15–17% ассортимента составляют продукты для мобильного образования.
Что касается медицины, то в мире сейчас вообще активно развивается использование мобильных технологий в здравоохранении (mHealth), и, как отмечают аналитики, в развитых странах мобильное образование стало к настоящему времени неотъемлемым компонентом mHealth, включая в себя как достаточно сложные средства обучения для медицинского персонала, так и обучающие мобильные инструменты для пациентов, в том числе образовательные приложения для детей с физическими недостатками.
Корпоративные клиенты до недавнего времени не проявляли особой активности в сфере мобильного образования, однако сейчас ситуация изменилась и этот сегмент рынка в США демонстрирует самый большой рост. В Kineo считают бизнес-пользователей одной из наиболее многообещающих категорий для мобильного обучения, поскольку оно может обеспечить им целый ряд преимуществ: поддержку мобильного персонала, предоставление специалистам «на выезде» информации, необходимой им для качественного выполнения своей работы и принятия правильных решений, обеспечение сотрудников актуальными данными и т. д. С помощью мобильных технологий можно делать удобные инструкции для быстрого и эффективного обучения новых сотрудников, а также проводить различные тесты. Кроме того, мобильное обучение способно снять проблему нехватки времени у деловых людей на прохождение учебных программ — учиться с помощью мобильных устройств можно в транспорте, в командировках и в других ситуациях «простоя» от основной работы. Дизайн мобильных обучающих приложений подразумевает подачу материала короткими «порциями», позволяя выделять на обучение небольшие кванты времени.
Активизацию корпоративного сектора на рынке мобильного обучения в Ambient Insight связывают с появлением в компаниях внутренних межплатформных магазинов приложений как способа распространения мобильного контента для бизнес-задач. Такие собственные магазины приложений, объединяющие коммерческие продукты и решения внутренней разработки, создали для себя, например, компании IBM, Google, SAP, Kraft, Pepsi и Accenture. Магазины приложений призваны снять ряд проблем, тормозящих внедрение мобильного образования в бизнесе, включая сложные процедуры установки, поддержку разных мобильных платформ, соблюдение нормативных требований и политик корпоративной безопасности. Однако, как отмечает Ольга Владимирова, генеральный директор компании «Активные технологии обучения», внедрение мобильного обучения в корпоративном секторе пока остается ресурсоемкой и дорогостоящей задачей, требующей значительных усилий разработчиков. Помимо создания образовательных программ, заказчикам необходимо предусмотреть разработку внутрикорпоративного магазина приложений и инвестиции в инфраструктуру, как минимум закупку мобильных устройств. Говорить об универсальности мобильных обучающих приложений пока не приходится, разработчики должны программировать свои решения для разных платформ, тщательно продумывать функциональность и дизайн приложений, учитывать размеры экранов конкретных мобильных устройств. В то же время, подчеркивает Владимирова, мобильное обучение — чрезвычайно удобный и эффективный инструмент для тех, у кого «время — деньги» и кто готов учиться, только когда им это действительно необходимо.
В Ambient Insight демонстрируют больший оптимизм в отношении инструментария для разработки средств мобильного образования и платформ доставки. Перечень таких инструментов включает в себя аппарат создания и управления системами образования с привязкой к местоположению, с компонентами дополненной реальности, образовательными играми, социальными возможностями, средствами интерактивной подготовки к экзаменам и обучения на основе моделирования. Отмечается, что в 2009–2010 годах на американском рынке появились десятки инструментов для конкретных устройств, а проблему многоплатформности призван решить HTML5.
Судя по отзывам специалистов, российский рынок средств мобильного образования пока находится в зачаточном состоянии — еще трудно найти примеры активного использования мобильных устройств для обучения студентов, а на пути внедрения решений для мобильного обучения в корпоративную практику стоит немало преград. Необходимость и сложность разработки мобильных обучающих приложений — одна из них. Ряд российских компаний уже практикуют онлайн-обучение, но существующие электронные курсы автоматически не переносятся на мобильные платформы из-за специфики отображения материала. Большинство западных разработчиков электронных образовательных материалов и систем управления обучением, ориентированных на корпоративный рынок, предлагают мобильные приложения в рамках своих решений, однако эти системы мало распространены в российских компаниях, а отечественные разработчики систем дистанционного обучения пока не проявляют активности в области мобильных образовательных средств. Однако, по мнению Елены Тихомировой, генерального директора компании «Центр eLearning», основные препятствия к распространению мобильного обучения в нашей стране лежат не в технологической плоскости — как правило, руководство российских компаний не принимает идею мобильного обучения прежде всего из соображений информационной безопасности. Сама идея вывода образовательного контента на мобильные устройства отвергается, поскольку это позволит сотруднику работать с корпоративными материалами за границами корпоративного периметра безопасности. При этом Тихомирова видит гигантский потенциал в мобильном обучении для бизнеса, поскольку оно открывает совершенно новые образовательные возможности, недоступные в традиционных системах eLearning.
Обучение в Сети
По мнению Тихомировой, мобильное обучение — ключевая тенденция в области образования, проигнорировать которую — значит потерять колоссальную аудиторию, не мыслящую себя сегодня без мобильных телефонов и планшетов. Эта же аудитория является активным пользователем социальных сетей, которые становятся еще одним новым способом реализации различных образовательных задач. Тем не менее Тихомирова считает, что общедоступная социальная сеть — не место для непосредственно обучения и провести здесь курс или целую учебную программу не удастся из-за отсутствия нужных инструментов для передачи учебного контента. Соцсеть, полагает Тихомирова, это прекрасная среда для коммуникаций между преподавателем и студентами, это очень удачный инструмент для обновлений, постоянной подпитки учебного процесса новыми сведениями, это хорошее средство вовлечения учащихся в обсуждение материала и проведение самостоятельных исследований. Простейший способ использования соцсети — создание преподавателем группы или страницы по курсу или теме и приглашение в нее своих студентов, которые затем с помощью этой страницы будут получать оповещения об изменениях в расписании, домашние задания и напоминания о проведении лекций и семинаров. Но это стартовая точка, от которой можно двигаться к гораздо более развернутым и творческим активностям во взаимодействии преподавателя со своими студентами в соцсети. Страница преподавателя или учебного курса может стать основой для формирования сообщества, в котором будут раздаваться задания, вестись обсуждения учебного материала, организовываться совместные работы. Подписавшись на обновления страниц в социальной сети или блогов экспертов по определенной теме, студенты могут проводить сравнение мнений по интересующим их предметам и делать аналитические выводы. Собственные страницы студентов могут использоваться для создания творческих работ — например, альбомов с фотографиями архитектурных памятников или произведений живописи в процессе изучения истории искусств.
Выбор соцсети необходимо основывать на анализе предпочтений учащихся и идти в ту социальную среду, которая пользуется у них популярностью. Но помимо обращения к общедоступным сетям, компании и вузы могут использовать в образовательных целях специальные коммерческие решения по организации социальных сетей, которые сейчас предлагает ряд производителей. Уже достаточно известны на рынке такие решения, как IBM Connections, среда Yammer, недавно приобретенная Microsoft, платформа Jam компании SuccessFactors, Chatter компании Saleforce.com.
Однако какая бы социальная сеть ни была выбрана (внутрикорпоративная или общедоступная), успех образовательных инициатив на ее основе определяется заинтересованностью преподавателя и его желанием постоянно поддерживать активность — свою и студентов — в сети. В противном случае, подчеркивает Тихомирова, начинание неизбежно заглохнет. Проблемой отечественных вузов с точки зрения использования соцсетей в обучении, по наблюдению Тихомировой, является инертность преподавателей либо их категорическое неприятие вплоть до призывов запретить студентам это «никчемное» времяпровождение. Подобное отношение можно понять, учитывая средний возраст преподавателей отечественных университетов, но принимать его нельзя — отвергая соцсети, вузы поворачиваются спиной к среде, в которой обитают их студенты.
В идеале же вузы и корпорации должны иметь стратегию использования социальных сетей, в том числе для образовательных целей. С бизнесом, по словам Тихомировой, дела в этой сфере в России обстоят совсем плохо — компании предпочитают просто запрещать использование социальных сетей. А корпоративные социальные платформы пока широкого распространения на отечественных предприятиях не получили. Впрочем, есть и положительные примеры — так, в Новгородском государственном университете внедрена и активно используется социальная платформа IBM Connections, с помощью которой решаются и организационные, и чисто учебные задачи.
Новый ИНТУИТ
Доказать, что формат социальной сети не просто пригоден, но оптимален для полномасштабного онлайн-обучения, взялись в Национальном открытом университете «ИНТУИТ», который является сегодня одной из самых представительных образовательных площадок в Сети, предлагающей более 600 курсов по разным направлениям ИТ, фундаментальных компьютерных наук, экономики и гуманитарных дисциплин. ИНТУИТ имеет государственную лицензию и предоставляет возможность получить высшее или второе высшее образование в дистанционном формате, а с 2012 года работает в новом формате образовательной социальной сети.
По словам ректора НОУ ИНТУИТ Анатолия Шкреда, идея состоит в том, чтобы надстроить плоскую структуру обычной социальной сети («пост — комментарии») дополнительными измерениями, позволяющими сформировать полноценную среду предоставления образовательных сервисов. При этом формат общения всех участников друг с другом сохранит в ней свою центральную роль. «Для образования процесс общения крайне важен, а социальная сеть стала тем идеальным механизмом, который позволил превратить хаотичное общение в Интернете в регулярный процесс», — отмечает Шкред. В образовательной социальной сети ИНТУИТа третьим измерением станет система управления обучением (Learning Management System, LMS), которая направит общение в «образовательное русло».
Помимо традиционного для социальной сети понятия «друзей» здесь появится категория «однокурсников», позволяющая объединиться и общаться людям, изучающим одну и ту же учебную программу. Как известно, нельзя придумать лучшего способа освоить предмет, чем объясняя его другому. На это и рассчитывают в ИНТУИТе — в процессе общения на изучаемую тему ученики, лучше других овладевшие материалом, смогут сами постепенно превращаться в учителей. Механизм рейтингования в системе вопросов и ответов, которая станет частью LMS, позволит участникам набирать очки и тем, кто чаще других и наиболее грамотно отвечает на вопросы, завоевывать репутацию эксперта. Кроме того, механизмы регуляции и модерирования позволят отсеивать вопросы и блокировать общение, не связанные с обучением.
Как поясняет Шкред, все элементы образовательной сети ИНТУИТа, включая систему управления обучением, будут привязаны к рубрикатору общих тем (таких, например, как «алгоритмы и дискретные структуры», «аппаратное обеспечение», «интернет-технологии», «математика», «мобильные технологии» и т. д.), вокруг которых будут создаваться сообщества, формироваться кластеры вопросов и ответов и выкладываться собственно материалы учебных курсов. Такая социальная сеть позволит ее пользователю собрать вокруг себя все необходимое для обучения по тому направлению, которое он выбрал. Сеть будет развиваться не столько за счет появления новых объектов и увеличения числа связей между ними, сколько путем накопления опыта и наращивания экспертизы ее участников. Некоторые из них благодаря этому смогут менять свой статус из ученика в учителя.
Таким образом, новый ИНТУИТ задуман как живой сетевой организм, где, как и в обычной социальной сети, все участники изначально по сути равны в своих возможностях и каждый получает шанс не только глубоко освоить предмет, но и стать преподавателем. Конечно, исходно в сети будут присутствовать преподаватели традиционного ИНТУИТа, но в будущем большие возможности открываются для всех. В том числе, поясняет Шкред, не только для индивидуальных участников, но и для вузов и компаний, заинтересованных в использовании социальных сетей в обучении. На базе новой социальной образовательной сети уже предусмотрен ряд специальных сервисов, которые помогут, например, университету организовать свой кластер. Тем не менее, как отмечает Шкред, российские вузы пока не торопятся в социальные сети. «Но неизбежно придут к этому. Рано или поздно они поймут, что присутствие в Интернете, там, где находятся все их студенты, настоящие и будущие, просто необходимо», — убежден ректор ИНТУИТа. Конечно, переход к новой модели будет постепенным — по словам Шкреда, он надеется, что в образовательную социальную сеть придет половина из миллиона зарегистрированных сегодня в ИНТУИТе пользователей.
Мобильное образование в ИНТУИТе рассматривают как очень перспективное направление — у мобильного клиента для iPhone, предоставляющего доступ ко всем учебным материалам интернет-университета, уже более 10 тыс. пользователей, и их число активно растет. На очереди разработка приложений для платформ Windows Phone, Android и Windows 8.