ИТ-индустрия живет «хайпами» — технологии блокчейна, по мнению аналитиков Gartner, «спускаются» с пика ожиданий, большие данные вообще уже который год подряд вне формата цикла зрелости, а на вершине «кривой хайпа» сейчас глубинное обучение, архитектуры автомобилей будущего и платформы Интернета вещей. Все эти темы активно обсуждаются в Кремниевой долине — в той или иной степени затрагиваются они и на страницах данного выпуска журнала. Действительно, обустройство границ Интернета вещей — его оконечных устройств — сегодня горячая тема: какой должна быть архитектура окружающих нас устройств, как ими управлять и защитить их от кибератак, как связать между собой и с облаком, как сделать автономными, способными самостоятельно распознавать себе подобных. Никто пока не понимает, как все это должно выглядеть, поэтому и инвестиции в соответствующие разработки льются рекой. Но как только появится ясность, индустрия перейдет к обсуждению нового «хайпа», а старый «скатится» с вершины и т. д. Однако вот что примечательно: среди новаций, представленных на свежей «кривой хайпа», почти нет исключительно аппаратных технологий, и к большинству из них в той или иной степени вполне можно добавить префикс SDx (software defined). В конечном счете рыночный успех большинства новых идей определяется сегодня тем, насколько гибко, безопасно и эффективно организовано непрерывное развертывание информационных систем их поддержки, включающее проектирование, разработку и эксплуатацию. В этой связи основной акцент в журнале сделан на проблеме непрерывного развертывания ПО, или DevOps в реальном времени.
Безусловно, искусственный интеллект, глубинное обучение, умные роботы и другие новейшие технологии способны потенциально дать цифровому бизнесу конкурентные преимущества, однако традиционные ИТ не могут на должном уровне обеспечить непрерывное развертывание информационных сервисов поддержки новых бизнес-моделей. Эффективное взаимодействие подразделений разработки и эксплуатации стало сегодня одним из главных условий гармонизации отношений ИТ и бизнеса, живущего в конкурентной и нестабильной среде, в которой требуется быстро реагировать на изменения. Уже неприемлема обычная еще недавно ситуация, когда одни участники бизнес-процесса (разработчики) выступают за перемены, оперативно создают новые приложения и модернизируют существующие, а другие (специалисты по операционной работе) всеми силами ратуют за стабильность инфраструктуры как единственно правильное, по их убеждению, условие ее надежной работы.
Как обеспечить взаимодействие всех участников жизненного цикла приложений, заставить работать вместе тех, кто привык к изоляции, поменяв не только модель управления процессами создания нового ПО и интеграции унаследованных систем, но и культуру? За шесть лет число программистов в Facebook выросло в 20 раз, а размер кодовой базы — в 50 раз, однако продуктивность труда разработчиков не изменилась. В компании считают это достижением и связывают именно с непрерывным развертыванием, суть которого, в частности, состоит в автоматизации тестирования инкрементальных изменений программного обеспечения и в оперативном запуске обновленных версий в боевой режим. При умелой организации изменения, вносимые программистами, попадают «на стол» клиентам уже за считанные часы. Среди преимуществ непрерывного развертывания — ускорение реализации функциональности, улучшение качества ПО и повышение удовлетворенности клиента, что, в свою очередь, добавляет энтузиазма и сотрудникам компаний, быстрее получающих клиентские отзывы. Однако при быстром развертывании есть риск попадания дефектов в промышленные версии, это способно дискредитировать продукт, хотя и компенсируется тем, что разработчики уже не слишком боятся нарушить срок выпуска очередного релиза. Жесткие сроки при редком выпуске версий, устанавливаемые при традиционном подходе, способны нанести ущерб качеству, тогда как при непрерывном развертывании, наоборот, решения будут в большей степени основаны на реальных данных и быстро поступающих откликах пользователей. Разработчики, со своей стороны, достигают высокой производительности в условиях более слаженного взаимодействия с сотрудниками бизнес-подразделений компании. Умение балансировать между этими «за» и «против» в конечном счете и определяется культурой DevOps.
Согласно опросам отраслевых экспертов, в ИТ-службах, взявших на вооружение DevOps, в 60 раз меньше сбоев, а частота развертываний в 30 раз выше. Например, Сбербанк сегодня выпускает в пять раз больше релизов, а временной лаг между разработкой и тестированием сократился с шести недель до нескольких дней. Конечно, такие темпы пока требуются не всем компаниям — в число областей, где DevOps используется шире всего, входят ИТ-индустрия, разработка веб-приложений, финансы и связь.
Цифровая эпоха наступает независимо от нашей готовности к ней — подрастает новое поколение потребителей, которых не проймешь обезличенными обращениями или программами по привлечению внимания к продукту или услуге, придуманными маркетологами месяцы назад. Представители поколения Z рассчитывают на прямое взаимодействие с персональными предложениями и не станут ждать, пока менеджеры по развитию бизнеса неделями будут согласовывать со всеми подразделениями каждый шаг продвижения сервиса. Живучесть бизнеса совсем скоро будет определяться быстротой смены правил и способностью отказаться от универсальных шаблонов и стереотипов. Иначе говоря, без непрерывного развертывания, DevOps в реальном времени, поддержки сиюминутных запросов пользователей их признательности не получить, и компании не спасут ни накопленные запасы данных о прошлом поведении клиентов, ни вера в их приверженность бренду.