Цифровая трансформация привела к увеличению спроса на специалистов, хорошо разбирающихся в особенностях процессного управления и способных к реализации инициатив любого масштаба, начиная от текущих усовершенствований и до трансформации собственно бизнес-модели. Современные компании уделяют большое внимание процессам, видя в них залог своего успеха и конкурентоспособности, — одни далеко продвинулись в реализации Business Process Management [1] , автоматизировав управление процессами, разработав политики их совершенствования и связав результаты процессной работы с целевыми показателями всей организации, а другие еще только приступили к описанию процессов. Однако независимо от того, на каком уровне находится управление процессами в компании, каждая стремится заполучить специалистов, обладающих полным спектром навыков и знаний в области BPM: в объявлениях о найме нередко указывается требование владения ARIS, IDEF0, BPMN, «1C», языками программирования Java, C# и т. д. Вероятно, такие специалисты на рынке есть, но фактически оказывается, что компания предполагает использовать их лишь для описания процессов или создания регламентов. Возникает и более драматичная ситуация: организация принимает человека на должность «аналитик», исходя из его «опыта моделирования процессов», и доверяет ему построение всей корпоративной системы управления процессами. В обоих случаях цель не будет достигнута, компания потеряет время и будет вынуждена исправлять ошибки, допущенные из-за отсутствия у сотрудников необходимых знаний.

Для повышения эффективности подготовки и использования кадров, во всем мире применяются профессиональные стандарты — национальные системы квалификаций (НСК), включающие классификаторы рынка труда (трудовые функции и навыки, характеризующие требования к специальностям); методическую базу, основанную на профессиональных стандартах; систему оценки квалификаций, включающую центры оценки квалификации (ЦОК), оценочные тесты и базу данных сертифицированных специалистов.

Профессиональные стандарты обычно разрабатываются не чиновниками, а представителями профессионального сообщества, которые при разработке берут за основу как собственный опыт, так и лучшие мировые практики и стандарты. Следование профстандартам в большинстве случаев является добровольным — работодателям рекомендуется применять стандарты при составлении трудовых договоров, штатного расписания и тарификации оплаты труда.

Профессиональный стандарт для специалистов по процессному управлению

Профстандарт «Специалист по процессному управлению» [2] разработан Ассоциацией профессионалов управления бизнес-процессами — российским отделением международной Ассоциации BPM-профессионалов (ABPMP Russian Chapter) — по инициативе руководства Магнитогорского металлургического комбината и утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ. Стандарт позволяет точно установить границы профессии, помогает специалистам правильно позиционировать себя, сверять по нему уровень своей квалификации и качество своих услуг, что в конечном счете повышает спрос на специалистов, обладающих конкретными навыками, и позволяет оценивать работу консультантов по бизнес-процессам.

Стандарт «Специалист по процессному управлению» подходит для организаций, находящихся на разных уровнях процессной зрелости и в соответствии с этим решающих определенные задачи:

  • регламентация процессов подразделений или разработка административных регламентов подразделений;
  • проектирование и внедрение кросс-функциональных процессов или административных регламентов организации в целом;
  • проектирование и внедрение в организации системы процессного управления, включающей в себя трудовые функции;
  • проектирование и трансформация процессной архитектуры организации.

Группирование связанных между собой трудовых функций в профстандарте называется обобщенной трудовой функцией (ОТФ), в соответствии с которой определяются следующие специальности:

  1. специалист по регламентации бизнес-процессов — «Регламентация процессов подразделений организации или разработка административных регламентов подразделений организации» в ОТФ;
  2. процессный аналитик — «Проектирование и внедрение кросс-функциональных процессов организации или административных регламентов организации» в ОТФ;
  3. процессный методолог — «Проектирование и внедрение системы процессного управления организации» в ОТФ;
  4. процессный архитектор — «Проектирование и трансформация процессной архитектуры организации» в ОТФ.

Для каждой ОТФ устанавливается перечень трудовых функций — задач, решение которых входит в обязанности специалиста, а также указывается, какими умениями, навыками и знаниями должен обладать специалист для выполнения им трудовых функций. Если, например, организация на конкретном этапе процессного развития еще только описывает свои процессы с целью разработки регламентов, то ей необходимы специалисты, которые должны уметь:

  • анализировать информацию о границах процесса, формулировать требования к процессу, цели процесса или административного регламента;
  • выявлять заинтересованные стороны процесса, анализировать зоны ответственности, действующие нормативы, ресурсы, входы, выходы и показатели процесса или административного регламента;
  • анализировать состав и последовательность операций, образующих процесс или административный регламент;
  • находить в информационных системах необходимые документы и информацию о процессе или административном регламенте;
  • проводить наблюдения, интервью и анкетирование.

Для этого специалист должен быть знаком с теорией процессного управления, принципами классификации процессов, методами структурирования процессов, основами операционного менеджмента, методами сбора информации (наблюдение, фиксация данных, хронометраж, фотография рабочего дня, техники проведения интервью и анкетирования, анализ документов и отчетной информации и др.).

Если же организации требуется осуществить внедрение или усовершенствование системы процессного управления, то ей нужны специалисты, которые должны уметь:

  • планировать проекты по внедрению изменений;
  • оценивать риски выбранных решений;
  • руководить проектами внедрения изменений;
  • использовать программное обеспечение для управления проектами;
  • презентовать результаты проектов внедрения;
  • осуществлять коммуникации, проводить рабочие совещания, находить консенсус;
  • планировать и проводить инструктаж персонала;
  • оценивать фактическую эффективность результатов проекта внедрения изменений.

Для этого нужно владеть теорией процессного управления, разбираться в основах проектного управления, знать принципы и методы управления изменениями, а также принципы и правила работы с документами. Кроме того, необходимо знать основы операционного менеджмента, владеть методами принятия управленческих решений и знать типовые возможности программного обеспечения для управления процессами.

Система оценки квалификации

Конкуренция на рынке труда побуждает даже уже состоявшихся в профессии специалистов к постоянному совершенствованию своих навыков, поскольку ИТ меняют привычное восприятие многих вещей и функций, появляются новые методы получения и обработки данных, новые методы управления и, как следствие, новые требования к навыкам сотрудников. В этой связи становятся весьма популярными различные школы и курсы повышения квалификации. Но как определиться с их выбором? Как понять, каких знаний еще недостает, в частности, в области процессного управления?

Сегодня имеется несколько международных сертификаций в области процессного управления и анализа: CBPP (Certified Business Process Professional) от ABPMP International, OCEB-2 (OMG Certified Expert In BPM) и CBAP (Certified Business Analysis Professional) от IIBA (International Institute of Business Analysis). И в России уже есть специалисты с такими сертификатами. Однако международная сертификация у нас пока не очень популярна — работодатели могут не разбираться в содержании всех международных программ, поэтому наличие того или иного сертификата не гарантирует преимуществ при трудоустройстве. ABPMP Russia разработала сертификацию на основе профстандарта «Специалист по процессному управлению», которая станет частью национальной системы профессиональных стандартов, а значит, будет понятна и работодателям: появится определенность с тем, каким сертификатом должен обладать претендент на конкретную позицию, а потенциальный соискатель получит ориентиры при выборе квалификационных программ.

Сертификация основана на квалификациях: одна квалификация соответствует одной ОТФ. Названия квалификаций соответствуют типовым названиям должностей:

  1. специалист по регламентации бизнес-процессов;
  2. процессный аналитик;
  3. процессный методолог;
  4. процессный архитектор.

Одна квалификация — это один экзамен и один сертификат.

Экзамен на получение сертификата включает в себя задания в виде тестов (выбор ответов из предложенного списка), вопрос с развернутым ответом, кейс (задачу, для которой надо найти решение), портфолио (описание личного опыта). Проведение сертификации возложено на ЦОК.

Одновременно с разработкой системы сертификации Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами готовит специализированные курсы для подготовки к сертификации.

***

Сертификация по специальности «специалист по процессному управлению» — это первая российская сертификация по BPM. Наличие такой сертификации позволит специалистам оценить свой профессиональный уровень, выработать единую систему понятий, консенсусный взгляд на подходы и методы процессного управления. У работодателей появятся четкие ориентиры для найма сотрудников, образовательным учреждениям будет проще составлять учебные программы, а профессиональное сообщество пополнит свои ряды сертифицированными специалистами.

Литература

1. Леонид Черняк. BPM: близкие перспективы и далекие горизонты // Открытые системы.СУБД. — 2004. — № 11. — С. 23–31. URL: www.osp.ru/os/2004/11/184788 (дата обращения: 21.11.2019).

2. Профессиональный стандарт. Специалист по процессному управлению. URL: abpmp.org.ru/wp-content/uploads/2015/12/ПС-2016-12-26.pdf (дата обращения: 21.11.2019).

Юлия Вагнер ( operations@abpmp.org.ru ) — вице-президент, Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами (Москва). Статья подготовлена по результатам выступления в ходе пробной сертификации по профессиональному стандарту «Специалист по процессному управлению» на конференции «BPM 2019. Процессы цифрового предприятия».