Современный бизнес живет в условиях высокой неопределенности: меняются рынки, технологии, процессы, и от команд требуется не только профессионализм, но и гибкость — умение быстро адаптироваться, учиться новому, на лету перестраивая взаимодействие с коллегами. Однако распространенные методы оценки персонала с этой задачей сегодня не справляются — классический подход, основанный на компетенциях и KPI, позволяет аккуратно измерить формальные навыки, но в полной мере не отвечает на такие важные вопросы, как: усиливает ли коллектив потенциальный кандидат или, наоборот, провоцирует скрытые конфликты; что действительно мотивирует членов команды и как они поведут себя в стрессовой ситуации и дефицита информации; какую формальную и неформальную роли фактически играет каждый участник команды.

В результате между ожиданиями бизнеса и реальным поведением исполнителей возникает разрыв: выгорание, текучесть кадров, скрытые конфликты, «застревающие» проекты и ощущение, что «по резюме все хорошо, а в работе — нет».

Методика «ролевая аналитика» [1] предлагает выйти за пределы шаблонных оценочных процедур и по-новому взглянуть на человека в команде.

Реальные роли вместо компетенций

В основе ролевой аналитики лежит смена «оптики» — вместо оценивания абстрактных компетенций и простановки галочек в матрицах в центре внимания метода лежит соответствие сотрудника его фактической бизнес-роли и ролям внутри команды. Метод предусматривает отказ от формальных оценочных мероприятий в пользу погружения команды в игровую среду, построенную по мотивам настольной ролевой игры Dungeons & Dragons (D&D):

  • имеется игровой мир, в котором оперируют команды с общей целью;
  • у каждого участника есть персонаж со своими способностями и особенностями;
  • решения игроков влияют на развитие сюжета;
  • исход действий определяется комбинацией выбора игрока и случайного фактора («бросок кубика»).

Независимо от того, насколько сотрудники знакомы с D&D, важно как они ведут себя в непривычной, но психологически безопасной среде. Сценарий в жанре фэнтези помогает временно снять привычные корпоративные рамки:

  • роли начальника, подчиненного, эксперта или «вечного исполнителя» уходят на второй план;
  • активизируются воображение и спонтанность;
  • люди в меньшей степени ориентируются на «правильные ответы» и в большей на естественные, интуитивные реакции.

Конечно, участники игры понимают, что за ними наблюдают, однако на практике игровая рамка заметно снижает выраженность социально желательного поведения. Ситуация воспринимается как эксперимент и игра, а не экзамен. Фокус внимания смещается с «как выглядеть правильно» на «как интересно пройти сценарий». Кроме этого ослабевают защитные маски и четко проявляются устойчивые поведенческие паттерны — как человек принимает решения, берет ли ответственность, уклоняется ли от конфронтации, как распределяет внимание между задачей и другими членами команды.

Игровое моделирование дает возможность наблюдать действие психологических защитных механизмов и стилей взаимодействия в более естественной форме, чем при формальном интервью и анкетировании.

Игра, психология и ИИ: как работает ролевая аналитика

Процесс ролевой аналитики состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Игровой сценарий и выбор персонажей

Команда получает общую цель, например, провести отряд через опасную местность, защитить город, решить кризис в гильдии и т. п. У каждого участника есть свой персонаж, которого он сам создает и описывает:

  • класс персонажа (воин, маг, следопыт, дипломат, жрец и т. д.) и набор его способностей;
  • особенности характера;
  • предыстория: откуда он, что для него важно, чего он боится и к чему стремится.

Психометрический анализ начинается уже здесь: выбор класса, сюжетные акценты в истории, описанные ценности и страхи дают психологу первичный материал для гипотез о мотивации, стиле поведения и ожиданиях от команды.

Наблюдение за игрой

Основной массив данных возникает в ходе игровой сессии — анализируются поведенческие маркеры, в том числе: как участник принимает решения — импульсивно, после обсуждения, путем делегирования; как реагирует на внезапные успехи и серию неудач; проявляет ли лидерские качества, в каких моментах и по отношению к кому; склонен к сотрудничеству или конкуренции; как распределяет внимание между задачей и людьми (поддержка, конфронтация, игнорирование); меняет ли стратегию при изменении условий.

Игровая ситуация позволяет за короткое время смоделировать то, что в реальной жизни было бы растянуто на месяцы совместной работы.

Механика «зеркал»

Важная часть методики — механика «зеркал». После игры участники анонимно дают характеристики персонажам своих коллег, как бы их отражая: как они воспринимают поведение их персонажа; какие сильные и слабые стороны увидели; кого посчитали лидером, координатором, вдохновителем, критиком, «серым кардиналом» и т. д.

Данный этап — игровая версия метода «360 градусов», предусматривающего сбор мнения о сотруднике от его руководителя, коллег и подчиненных. Отличие состоит в том, что в случае игры оценка происходит в безопасном контексте, где говорить честнее проще, чем в рабочих корпоративных анкетах.

Данные для ИИ

На выходе игровой сессии формируется набор артефактов: описания персонажей и их предысторий; протоколы игры (аудио/видео и текстовые расшифровки реплик); структура принятых решений и результатов (включая броски кубика, выбор стратегий, развилки сюжета); тексты «зеркал» — описания, которые участники дают персонажам друг друга; дополнительные анкеты и опросы (по необходимости). Все эти данные обрабатываются искусственным интеллектом, выступающим ассистентом психолога-аналитика.

Для обработки данных используются такие языковые модели, как Vicuna, Mistral, Llama и др., разворачиваемые во внутреннем контуре компании. ИИ помогает:

  • классифицировать поведение: выделять типичные паттерны (инициативность, склонность к риску, ориентация на людей/задачу, стиль лидерства и т. п.);
  • искать повторяющиеся мотивы в репликах и действиях персонажа (страх ошибки, потребность в признании, избегание конфликтов, стремление к контролю);
  • сопоставлять «образ себя» и «образ в глазах других» на основе описаний персонажа и «зеркал»;
  • строить цепочки рассуждений, например, персонаж последовательно берет на себя ответственность в критических эпизодах, разъясняет решения другим и защищает команду от внешних угроз — это вероятная выраженная роль защитника/лидера, даже если в рабочей обстановке таких качеств человека не видно;
  • рецензировать черновики отчетов психолога: подсвечивать места, где выводы опираются на недостаточно данных, где есть альтернативные интерпретации или статистические аномалии.

Обработка данных выполняется на внутреннем защищенном стенде (например, пул из видеокарт Nvidia RTX A5000), без выхода в внешние облака. Это позволяет соблюсти требования к конфиденциальности и хранению персональных данных.

Что получает бизнес?

Для компании ролевая аналитика становится инструментом, помогающим:

  • предсказать совместимость нового или уже работающего сотрудника с конкретной командой еще до того, как он окажется в критической проектной ситуации;
  • увидеть скрытые роли в коллективе: неформальных лидеров, «серых кардиналов», связующих людей, потенциальных носителей деструктивных сценариев;
  • собрать команды для решения конкретной задачи, причем не только по должностям и штатным расписаниям, а по реальным действиям (кто будет следить за изменениями, кто поддерживать стабильность, а кто соединять бизнес и экспертизу);
  • снизить риски конфликтов и выгорания благодаря пониманию, какие стили взаимодействия могут столкнуться;
  • усилить развитие сотрудников, опираясь на реальные сильные стороны, а не только на формальные компетенции.

Понимая истинные склонности и потенциал человека, HR-служба и руководители могут выстраивать индивидуальные карьерные треки, не «ломая» сотрудника под «идеальный корпоративный профиль», а подбирая для него и подходящую роль, и контекст. Это повышает лояльность и мотивацию, снижает вероятность формирования токсичной атмосферы в коллективе.

Игровой формат сам по себе работает как тренажер soft skills [2], направленный на развитие эмоционального интеллекта, развитие навыков коммуникации и совместного принятия решений, а также умения слышать других, отстаивая свое мнение. Кроме того, на таком тренажере отрабатывается способность действовать в нестандартной ситуации, когда «правильного ответа в инструкции» нет.

Благодаря ролевой аналитике бизнес получает доступ к истинным поведенческим паттернам сотрудников, которые трудно увидеть через призму KPI и стандартной оценки компетенций. В конечном итоге это позволяет точнее подбирать сотрудников, снизить риски конфликтов, а главное — создать сильные команды для решения конкретных задач.

Точность и проверка

Эффективность методики была проверена экспериментально.

Психолог-интерпретатор, который не был знаком с участниками лично и не присутствовал на игровой сессии, получил для анализа обезличенные данные: описания персонажей и их истории; расшифровки ключевых игровых эпизодов; тексты «зеркал» от других участников. На основе этих артефактов интерпретатор составил психологические портреты участников, определил их командные роли и спрогнозировал поведение в рабочем контексте. Затем эти выводы сравнили с характеристиками, которые давали на тех же сотрудников их руководители и коллеги, работавшие с ними несколько лет.

Благодаря снижению социальных искажений и фиксации поведения в условиях неопределенности точность совпадения оценок составила 87%, что превышает типичный диапазон для классических методов оценки (37–70%). В таблице приведено сравнение ролевой аналитики с классическими методами оценки.

Чему бизнес может научиться у настольных игр

Запуск пилотного проекта ролевой аналитики

Старт проекта проходит через ряд этапов.

  1. Адаптация сценария под задачи компании. Здесь определяются состав команд для оценки (проектные, продуктовые, управленческие) и бизнес-сценарии для моделирования (кризис, рост, трансформация, запуск нового продукта).
  2. Разработка опросников для создания персонажей. Игровые выборы связываются с реальными ценностями, стилями поведения и мотивацией. Это требуется для того, чтобы участнику было легко «собрать» своего персонажа, не будучи фанатом игры D&D.
  3. Формирование группы и проведение игровой сессии. Длительность игры и глубина сессии зависят от задач (от короткого пилота до многоходовой кампании).
  4. Сбор и защищенная обработка данных на базе собственных внутренних вычислительных мощностей, без передачи в облако.
  5. Подготовка отчетов и сессий обратной связи.

На выходе проекта ролевой аналитики компания получает индивидуальные профили сотрудников с описанием их поведенческих ролей и зон риска, а также карту команды: кто какие роли фактически выполняет, где есть дубли, а где — провалы. Руководство компании получает рекомендации по развитию команды: изменение распределения ролей, формат коммуникаций, риски при изменении состава. Каждый участник команды получает ориентиры для своего развития: как усилить сильные стороны и минимизировать уязвимости.

Ограничения и риски

Ролевая аналитика — мощный диагностический инструмент, но не «серебряная пуля» и эффективна в случаях, когда требуется сформировать ключевые команды для выполнения стратегически важных проектов; оценить кандидатов на руководящие позиции в компании. Ролевая аналитика может быть серьезным подспорьем при сборке проектных групп «с нуля» или перед серьезной трансформацией, а также при необходимости повысить качество взаимодействия в уже существующих командах.

Важно помнить, что ролевая аналитика не должна быть единственным основанием для жестких кадровых решений, например увольнений, — она дополняет, а не отменяет классические подходы (интервью, оценочные центры, «360 градусов», KPI). Кроме того, результаты исследования требуют профессиональной психологической интерпретации и этичного обращения. Лучший эффект достигается в том случае, когда ролевая аналитика встроена в систему работы с персоналом в виде дополнительного слоя глубины оценки, а не как разовая «развлекательная активность».

***

Ролевая аналитика — это переход от формальной оценки компетенций к более точному пониманию того, как человек реально ведет себя в организации. Метод позволяет за цифрами и должностями увидеть реальных людей, выявить их сильные стороны и зоны риска, а также так собрать команды, чтобы роли участников дополняли друг друга, а не вступали в скрытый конфликт.

Интеграция геймификации и искусственного интеллекта дает возможность повысить точность оценки, делая ее более этичной для участников. В результате компания получает не просто «оценочные отчеты», а инструмент осознанного управления талантами и построения эффективных, сплоченных команд, где каждый участник точно занимает свою бизнес-роль, а не пытается соответствовать абстрактному набору формальных компетенций, принятых в компании.

Литература

1. Анисимов В. П., Хрипко Е. Г. Ролевая аналитика с использованием ИИ: диагностика команды через игровые механики мира фэнтэзи // VII международная научно-теоретическая конференция «Молодежь 21-го столетия. патриотизм вчера, сегодня, завтра. исторические параллели» (Москва, 21–22 мая 2025 г.). — М.: АНО ВО МГЭУ, 2025. — С. 102–108.

2. Ирина Шеян. Цифровизация: пусть меня научат // Открытые системы.СУБД. — 2018. — № 3. — С. 39–41. URL: www.osp.ru/os/2018/03/13054412 (дата обращения: 21.11.2025).

Владимир Анисимов (Anisimovvp.pro) — независимый эксперт по цифровой трансформации, создания распределенных витрин и ИИ-лабораторий; Елена Хрипко (psyworkshop.ru/doctors/hripko) — психолог-психоаналитик (Москва).

DOI: 10.51793/OS.2025.90.11.003