В середине сентября 2025 года состоялся форум «Интеллектуальное предприятие», организованный издательством «Открытые системы» и собравший ведущих экспертов в области практического использования искусственного интеллекта. В фокусе форума были вопросы управления внедрением ИИ, включая корпоративную культуру, юридические подводные камни, построение «конвейера» для массового внедрения решений на основе ИИ. «Даже если руководство компании готово “прыгнуть” в проект ИИ, неплохо подумать, куда компания “приземлится”», — рекомендовал участникам форума Леонид Головин, советник генерального директора по цифровой трансформации «Газпромтранса». Главный тормоз внедрения ИИ — не технологии, а недоверие к «черному ящику», страх ошибки, поэтому лучше всего для таких проектов подойдут территории без устоявшихся процессов, где ИИ может открыть новую прибыль. «Пилотных проектов ИИ много, а полноценных внедрений мало», — констатировал Александр Хомяков, директор по инновациям ТД «Электротехмонтаж». Не случайно генеративный ИИ на кривой Gartner опустился в «долину смерти», откуда выбираются далеко не все технологии. Алексей Титов, руководитель Центра архитектуры и анализа ГК ФСК, поделился опытом проектирования решений с ИИ, представив пошаговый алгоритм от идеи до внедрения. Согласно его рекомендациям, основа для внедрения ИИ — это исследование текущего состояния процессов, без чего сложно понять, что и как необходимо менять.
.jpg)
Большое внимание на форуме было уделено проектам, представленным на премию Data Award 2025. Максим Павлов из X5 Tech рассказал о внедрении генеративного ИИ, в ходе которого централизованный подход сменил «партизанщину». Он описал этапы эволюции использования ИИ: все начинается с индивидуального использования, затем идет комплексное применение в существующих процессах, а следующим этапом должны стать автономные ИИ-процессы. Евгения Катенина, лидер команды «Чат-боты для сотрудников Розничного блока» ВТБ, представила проект создания интеллектуального чат-бота, использующего технологии поисково-дополненной генерации (Retrieval-Augmented Generation, RAG) и большой языковой модели, для поддержки сотрудников в отделениях банка. Антон Слученков, руководитель департамента разработки и визуализации данных ПЭК, привел примеры того, как ИИ позволяет сокращать издержки, ускорять доставку и прогнозировать сбои еще до того, как они повлияют на клиентов. В ходе круглого стола «Как не проиграть искусственному интеллекту?» участники рассмотрели место человека в ИИ-ландшафте и обсудили, в каких направлениях надо развиваться, чтобы быть востребованным. Отдельный вопрос — что делать предприятиям в условиях дефицита специалистов, обладающих необходимыми качествами для выполнения новых ролей. Участники дискуссии сошлись в том, что проблема сосуществования людей и ИИ многогранна, а человек нуждается в защите со стороны и компаний, и государства.