Несколько дней назад я присутствовала на лекции по истории искусств. Трое докладчиков обсуждали великих китайских художников: биографию, творчество, основные черты, личное отношение. В целом все звучало похожим. За одним исключением: в третьем докладе на пункте про личное отношение докладчик стал тушеваться и не смог объяснить, нравится ли ему самому этот художник. В конце концов выяснилось, что последняя презентация делалась с помощью искусственного интеллекта — новой бомбы в мире AI-ботов, ChatGPT. Ведь он может найти все! Все, кроме отношения.
Светлана Вронская, эксперт департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг» |
ChatGPT ворвался в нашу жизнь в последний осенний день 2022 года и уже через неделю завоевал более миллиона пользователей. С его помощью можно создавать тексты, видео, изображения. Школьники срочно дали ChatGPT заказ писать сочинения, рекламисты задали параметры для придумывания креативной рекламы, а остальное человечество находится то ли в ужасе, то ли в недоумении: куда это нас заведет?
Как показал пример докладчика на лекции об искусстве — никуда. Искусственный интеллект, как и раньше, может собрать любую данную ему информацию и на ее основании выдать вам краткую сводку, дать рекомендацию и прогноз, но никогда не наполнит мир эмоциями и чувствами. Поэтому забудьте о том, что AI может сделать что-то в творческом мире (напомню, что ИИ пока даже не научился толком рисовать человеческие руки).
На рынке ИИ есть ряд других, более важных тенденций, которые повлияют на наш мир в 2023 году.
1. Не только картинки. Реальная польза для людей
Генеративный ИИ, который и лежит в основе того самого ChatGPT, далеко не безнадежен. Кроме создания текстов и картинок, системы на базе генеративного AI умеют тщательно анализировать данные. Их можно использовать, например, для поиска новых материалов для проектирования батарей или отслеживания углеродного следа.
В 2023 году эта сфера использования искусственного интеллекта существенно повлияет на исследования в области здравоохранения: ее применят для моделирования вакцин, поиска новых лекарств. Можно будет даже персонализировать медикаментозные средства для конкретного пациента: нужные пропорции и лекарства будут подсказаны данными, передаваемыми из истории болезни и носимых устройств.
2. Выйти из сумрака. ИИ становится этичным
AI перестанет быть котом в мешке. В 2023 году все большее количество организаций будут открыто делиться принципами развития ИИ-систем и решений своих компаний. В прошлом году подобные инициативы провели, например, автоконцерн BMW и банковская группа BNP Paribas. Они опубликовали принципы, которыми руководствуются при создании AI-решений. Теперь каждый, кто пользуется чат-ботом банка или консультируется с виртуальным ассистентом автопроизводителя, знает, что ответ он получит честный и не связанный с его национальностью, цветом кожи или другими предвзятыми параметрами.
Полная прозрачность и этика AI становятся во главу угла. Туда же ИИ подталкивают и регуляторы — ведь большие данные, которые собирают уже почти все государства мира, могут быть скомпрометированы их недобросовестным использованием. Никто не хочет, чтобы похитили его данные, например с «Госуслуг».
Отсутствие предвзятого отношения и дискриминации, возможность объяснить, как работает алгоритм, — все это будет затребовано и государством, и клиентами. Что важно — для обеспечения этой новой парадигмы придется инвестировать в инфраструктуру, которая сможет показывать зависимость между входными и выходными данными. Таким образом, вырастет еще один сектор AI-рынка, отвечающий за прозрачность.
3. Кому AI недорого? Бизнес начнет использовать ИИ
Мы ждем от 2023 года много готовых моделей AI. Готовых настолько, чтобы компания из любой отрасли могла их взять, внедрить и использовать. Правда, для этого модели должны будут обладать спецификой, присущей той или иной индустрии: например, какая-нибудь птицеводческая агроферма сможет получить AI-решение, которое учитывает скорость того, как вылупляются цыплята, и количество яиц, которые несут куры, вкупе с погодными условиями. Такие решения будут легко интегрироваться в существующий ИТ-ландшафт и подсказывать, какой следующий шаг сделать.
Можно ждать появления маркетплейсов с AI-моделями и продуктами, своего рода Apple Music или Spotify — только для данных.
4. Помочь нельзя обидеть. ESG зовет
Еще одна важная тенденция 2023 года связана с этикой. AI будет развиваться в сторону принципов ESG, то есть гарантировать равные права сотрудникам, честное вознаграждение менеджменту и минимальный ущерб окружающей среде.
Использование возобновляемой энергии, разработка программ по переработке отходов и создание корпоративных политик, которые гарантируют сотрудникам (а не роботам) рабочие места, — все эти цели компании будут решать в наступившем году. Этого будут требовать акционеры, регуляторы и широкая общественность.
Запрос пользователей на этичность приведет к тому, что уже в следующем году возникнет новый пласт ИТ-решений. Они помогут, например, подсчитывать углеродный след и предлагать рекомендации для его уменьшения. Кроме того, появятся мобильные приложения, которые в режиме реального времени будут считать углеродный след пользователя и учитывать международные стандарты для подсчета выбросов от облачных услуг.
5. Кручу, верчу, запутать хочу. Нереальные данные для реальных людей
В моду входят синтезированные данные. Это текстовые, аудио/видео- или табличные данные, которые генерятся искусственным образом либо за счет алгоритма, но очень похожие на реальные по своей структуре. Зачем это нужно?
Не всегда есть возможность собрать настоящие данные о клиентах или, например, жителях города. Этому мешают масса законов о конфиденциальности персональных данных, которые лучше не нарушать. Синтезированные сведения помогут решить эту проблему. В систему загружается небольшой датасет с реальными данными, машинное обучение учит и создает новые данные.
Например, команда Alexa AI в Amazon использует синтезированные данные для отладки обучающего набора для системы, которая распознает человеческую речь. Это позволяет загружать огромный объем данных с естественным языком, не используя записи разговоров с реальными покупателями.
В Disney используют нейросети для омоложения/старения актеров. Разработчики создали сначала базу данных с тысячами случайно сгенерированных синтетических лиц. Существующие ML-инструменты делали эти лица моложе или старше, а результаты такой работы затем были «скормлены» новой нейросети. Теперь лица настоящих актеров можно менять в течение нескольких минут. Ждите на всех экранах.
6. Мультичто?
ИИ-решения станут мультимодальными, то есть смогут бесшовно собирать и обрабатывать информацию из различных источников (изображения, аудиофайлы, сенсорные данные, текст и видео) и выдавать единый результат. К чему это приведет? К тому, что вам не нужно будет думать о том, из каких источников ваш искусственный интеллект может собирать данные. Он сможет потреблять их отовсюду. Таким образом, он сможет быстрее выдавать результат: делать более точные прогнозы и предлагать персонализированные рекомендации клиентам. Теперь не нужно будет полагаться только на то, что клиент пишет в социальных сетях, или заниматься сложным «скрещиванием» данных из различных источников.
Но главное, что искусственный интеллект, каким бы умным мы его себе ни представляли, ни в 2023 году, ни далее не заменит человеческое чутье на то, что правильно предложить клиенту, как корректно представить свои продукты и где лучше воздержаться от AI. Для этого нужны настоящие люди!