США ужесточают экспортные правила, чтобы ограничить доступ Китая к передовым чипам для систем искусственного интеллекта и суперкомпьютеров. Тем самым расширяются рамки технологической торговой войны, которая за последний год только усилилась, оказывая существенное влияние на глобальные цепочки поставок электронных компонентов.
Ограничения на экспорт электронных компонентов в Китай США начали вводить в 2015 году, затем они были продлены в 2021-м и дважды в 2022-м. И вот теперь объявлено о новых ограничениях, которые должны остановить приток передовых чипов в китайские ЦОДы, где размещаются суперкомпьютеры и инфраструктура, поддерживающая создание систем искусственного интеллекта.
Согласно заявлению Бюро промышленности и безопасности (Bureau of Industry and Security, BIS) при министерстве торговли США, в новых правилах сформулированы требования к лицензированию для всех компаний, штаб-квартиры которых находятся в Китае, Макао или любом другом пункте, подпадающем под действие эмбарго США на поставки оружия. Сюда же относятся предприятия, головная организация которых имеет штаб-квартиру в этих странах.
Соответствующие шаги предпринимаются для того, чтобы помешать компаниям из стран, вызывающих озабоченность США, получать чипы, подпадающие под ограничения, через свои зарубежные филиалы.
Ожидается также, что США введут дополнительные лицензионные экспортные требования еще для 40 с лишним стран, представляющих повышенный риск перенаправления экспорта в Китай. Это поможет исключить возможность потенциальной перевалки электронных компонентов некитайскими компаниями, закупающими чипы для перепродажи в Китай, повысит прозрачность закупок и получение информации о конечных потребителях этих чипов, указали в BIS.
Новые правила изменяют и расширяют перечень ограничений, накладываемых на оборудование для производства микросхем и технические характеристики электронных компонентов. Ограничения, впервые опубликованные в новом проекте постановления, призваны сыграть решающую роль в деле предотвращения разработки оружия массового уничтожения, передовых систем вооружения и высокотехнологичных разведывательных приложений, которые создают угрозы для национальной безопасности США, в том числе и благодаря их использованию в суперкомпьютерах эксамасштаба и системах искусственного интеллекта.
Примечательно, что постановление вводит параметр «плотности производительности» (число FLOPS на квадратный миллиметр), предотвращающий возможность приобретения большего количества ИИ-чипов меньшей мощности, которые в случае их объединения обеспечат такую же производительность, что и чипы, подпадающие под ограничения. Технические характеристики плотности указаны в документе.
Китайские официальные лица уже выразили протест против новых ограничений и заявили, что они не соответствуют принципам свободной и справедливой торговли.
Однако американские законодатели призывают администрацию Байдена предпринять дальнейшие шаги для недопущения прогресса Китая в областях искусственного интеллекта и квантовых вычислений.
Китай в ответ ввел собственные ограничения, запретив использование электронных компонентов, выпущенных американской компанией Micron. Это, в свою очередь, побудило американских законодателей выступить за введение торговых ограничений в отношении китайского производителя чипов памяти Changxin Memory Technologies.
Союзники США уже втянуты в технологическую торговую войну. В январе США убедили Нидерланды и Японию присоединиться к расширению запрета на экспорт в Китай технологий, предназначенных для производства чипов.
По мнению аналитиков, стратегия Вашингтона, позволившая заключить сделку с этими двумя государствами, стала значительным шагом вперед, поскольку штаб-квартиры целого ряда крупных мировых поставщиков оборудования для производства электронных компонентов находятся именно в этих странах.
Китай призвал Японию отменить ограничения, сославшись на нарушения международного законодательства и правил торговли.
Торговая война уже привела к тому, что Евросоюз попытался уменьшить свою зависимость от Китая.
В июле ЕС начал расширять партнерские отношения с Японией, добиваясь улучшения сотрудничества по технологическим вопросам. Миллиардные инвестиции европейцы планируют направить на укрепление собственной индустрии производства чипов.
В апреле Совет Европы и Европарламент договорились инвестировать 3,6 млрд долл. из фондов ЕС в расширение возможностей производства электронных компонентов. Дополнительно сюда планируется привлечь еще 43,7 млрд долл. частных инвестиций, которые должны помочь устранить тайваньское «узкое горлышко» в мировых цепочках поставок электронных компонентов.
Японское правительство в свою очередь заявило о намерении инвестировать 70 млрд иен (532 млн долл.) в проекты по разработке и производству в стране чипов следующего поколения. Сюда относится, в частности, соглашение с Rapidus о начале производства в Японии к 2025 году 2-нанометровых чипов.
Новое постановление затронет целый ряд поставщиков чипов и оборудования для производства микросхем. В документах, поданных компанией Nvidia в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, указывается, что новые правила затронут в том числе чипы A800, H800 и H100, а также системы, построенные на них. Процессор H100 входит в состав семейства Hopper, на базе которого сегодня создаются самые быстрые суперкомпьютеры в мире. Кроме того, эти чипы являются основой для построения продвинутых систем искусственного интеллекта.
Реакция со стороны технологического сектора США была сдержанной. «В настоящее время мы оцениваем влияние обновленных процедур экспортного контроля на полупроводниковую отрасль, – говорится в заявлении Ассоциации полупроводниковой промышленности США, которая представляет 99% полупроводниковой отрасли страны и почти две трети производителей микросхем за пределами США. – Мы признаем необходимость защиты национальной безопасности и считаем, что поддержание в США здоровой полупроводниковой отрасли является важным условием достижения этой цели. Чрезмерные односторонние меры несут в себе риски нанесения ущерба экосистеме электронных компонентов в США и не способствуют укреплению национальной безопасности, поскольку побуждают зарубежных заказчиков искать альтернативу в другом месте. Мы настоятельно призываем усилить координацию с союзниками, чтобы обеспечить равные условия для всех».