Хорошо известно, что голуби способны решать достаточно сложные задачи, связанные с классификацией объектов, особенно такие, в каких присущие людям способы мышления — избирательное внимание, использование явных правил — не помогают.
В экспериментах исследователей из университета штата Огайо, результаты которых опубликованы в журнале iScience, голубей обучали выбирать одно из двух изображений, составленных из линий различной толщины, концентрических окружностей или сегментов. В награду за правильный выбор голуби получали корм. В простых случаях в ходе обучения доля правильных ответов поднималась с 55% до 95%, а в самых сложных — до 68%. Люди при решении подобных задач пытаются вывести общие правила, но изображения подобраны так, что общих правил для выбора нет.
Далее исследователи продемонстрировали, что задачи, которые успешно решают голуби, не менее успешно решает простая модель искусственного интеллекта, подтвердив тем самым гипотезу о том, что механизм обучения у голубей является ассоциативным. До сих пор предполагалось, что ассоциативный механизм слишком примитивен для того, чтобы объяснить способности голубей.