На предприятия сегодня выливается буквально водопад всевозможных ИИ-ассистентов, способных автоматически выполнять разные задачи. С подачи GitHub многие поставщики называют их словом copilot («второй пилот»): помощники с ИИ, носящие это наименование, есть у компаний SAP, Salesforce, Check Point Software, OpenText, Tableau и др. Такие ассистенты основаны на больших языковых моделях, и их освоение должно сопровождаться внедрением стратегии управления соответствующими рисками.
На ИТ-руководителях лежит основная ответственность по выбору ИИ-ассистентов для тестирования, по отбору специалистов для работы с ними и по оценке экспериментов с точки зрения пользы для бизнеса. Учитывая, насколько быстро растет функциональность помощников с ИИ, отделять маркетинговый хайп от полезных возможностей может быть непросто и затратно по времени.
Автоматический генератор кода GitHub Copilot появился в 2021 году. Он может синтезировать код по условию задачи, заданному на естественном языке; автоматически писать комментарии к готовому коду и выполнять «перевод» между разными языками программирования. Судя по опросам, проведенным Microsoft и GitHub, большинство разработчиков сообщают об улучшении продуктивности, возможности больше заниматься интересной работой и повышении качества кода благодаря Copilot. Вместе с тем, по собственным данным GitHub, ИИ-ассистент способен с первой попытки верно сгенерировать остаток кода частично написанной функции лишь примерно в 40% случаев; пользователи принимают только около 30% синтезированного кода; и новички видят в ИИ-ассистенте больше пользы, чем опытные разработчики. Кроме того, проводились исследования, показавшие, что «второй пилот» может синтезировать уязвимый код, повторяющий распространенные ошибки программистов.
Microsoft сегодня — на переднем крае создания «вторых пилотов»: она стремится снабдить помощниками на основе ИИ практически все свои основные продукты. Ценными для офиса могут быть возможности создания краткого содержания и преобразования контента, доступные в продуктах линейки Microsoft 365. В Teams можно попросить Copilot вести заметки на совещании, изложить суть рассмотренных вопросов или сделать краткий обзор предыдущих совещаний. В Outlook ассистент помогает составлять письма и способен коротко пересказать содержимое серии длинных сообщений. Кроме того, Copilot может превратить файл Word в презентацию и автоматически представить данные Excel в графической форме.
Есть у Copilot и свои ограничения. В частности, ИИ-помощник для Outlook пока работает только в веб-версии почтового приложения, и по свидетельству ИТ-руководителей, некоторые возможности Copilot, заявленные на сайте Microsoft, похоже, еще не вышли из стадии бета-версии. Учитывая, что Copilot предлагается за отдельную стоимость, до внедрения придется выяснить, есть ли в нем полезные организации возможности, и провести обстоятельное тестирование, чтобы определить, способен ли ИИ-помощник оптимизировать рабочие процессы.
В целом к числу недостатков «вторых пилотов» с ИИ относят вероятность нарушения коммерческой тайны, необходимость обучения пользователей составлению запросов, возможность впасть в зависимость от технического новшества и дополнительные затраты.