В начале лета на TikTok появился ролик, в котором два айтишника рассказывают о том, что они делают в течение дня. В общем-то, ничего особенного, если бы не яркое солнце и ноутбуки на бортике бассейна. «Человек, отреагировавший только что на наш клип – сумасшедший, – заметил один из них. – Вот такие люди и портят всем жизнь, заставляя нас возвращаться в офисы».
В последнее время споры об удаленной работе и обязательном присутствии в офисе набирают обороты. Вышеупомянутое видео было опубликовано как раз в то время, когда вокруг заговорили о «тихом отдыхе» – новой тенденции, когда молодые сотрудники берут тайные отпуска, чтобы сохранить возможность работать удаленно. Некоторые исследователи считают, что работу на дому нужно приравнивать к увеличению зарплаты на 10%. Но многие ли готовы смириться с более низкой зарплатой при условии удаленной работы?
Компания Amazon решила обязать своих сотрудников пять дней в неделю присутствовать в офисе. Восемь из десяти руководителей компаний, принимавших участие в опросе KPMG, полагают, что в ближайшие три года такая ситуация снова станет нормой. И все это несмотря на то, что, согласно другим опросам, требования вернуться в офис не повышают производительность труда, а наоборот, порождают конфликты и отпугивают работников с необходимыми навыками, особенно женщин и молодежь. В отчете, опубликованном Торговой палатой Стокгольма, говорится, что, по мнению трети сотрудников, руководители хотят чаще видеть их в офисе. При этом 52% утверждают, что они более продуктивны, когда находятся дома, а 37% в такой ситуации уделяют работе даже больше времени. Что касается руководителей, 39% из них убеждены, что присутствие в офисе способствует карьерному росту. А 19% считают, что это положительно отражается и на зарплате.
Среднестатистический сотрудник готов находиться в офисе три дня в неделю, в то время как менеджеры хотели бы видеть его там в течение четырех дней. И, конечно, начальство одерживает верх.
Какие выводы можно сделать из всего этого? Физическое присутствие и взаимодействие оказывается предпочтительнее цифровых рабочих мест, если речь идет о творческих задачах и обеспечении социального и культурного единства. При использовании гибридных моделей руководители хотят иметь дополнительный контроль и стремятся вернуть ситуацию в привычное для них русло. Технические решения для мониторинга вряд ли способны в полной мере удовлетворить их потребности. Донести до начальства положительные аспекты работы на дому весьма затруднительно. Возможность совершать прогулки и стирать белье в рабочее время, конечно, упрощает сотрудникам жизнь, но какая от этого польза компании? Люди не любят открытые офисные пространства. Уже упомянутый опрос Торговой палаты Стокгольма показал, что 45% респондентов в возрасте от 18 до 35 лет приходили бы на работу чаще, если бы им не мешали спокойно заниматься своим делом. Исследования свидетельствуют о том, что когнитивные способности в открытом офисном пространстве снижаются на 30%.
Есть и еще один психологический аспект, связанный с пандемией. С начала пандемии COVID-19 прошло всего четыре года, но она полностью изменила мир. Неизлечимая травма того периода была столь сильна, что сегодня люди делают все возможное, чтобы избавиться от тяжелых для себя воспоминаний. И желание вернуться к тому, как все было раньше, до пандемии, является верным признаком этого.