Сегодня в России наблюдается взрывной рост предложений в сфере корпоративных коммуникаций: появляются новые сервисы и продукты, вендоры развивают свои линейки и формируют альянсы. О том, почему это происходит, и каким будет результат трансформации рынка, рассказывает Григорий Иванов, исполнительный директор Neutronix.
Сегодня российский рынок корпоративных коммуникаций переживает стадию активной трансформации. С одной стороны крупным компаниям как никогда нужны средства для совместной работы в любом формате — офисном, удаленном или гибридном. Но с другой стороны, привычные для всех решения мировых лидеров стали недоступны для бизнеса. Российские продукты получили бурное развитие, в открытом доступе уже есть истории успеха нескольких крупных внедрений, но в своем большинстве корпорации все еще ждут появления чего-то нового, пытаются максимально долго усидеть на старых решениях, и этому есть логичное объяснение.
UC как развитие моновендорных экосистем
Если посмотреть на объединенные коммуникации с технологической точки зрения, то мы увидим сервисы для решения различных задач — видеозвонков, ведения единого календаря, чата, совместной работы с документами и так далее. Объединение всего этого многообразия в термин UC произошло в свое время с подачи крупнейших вендоров, у которых в портфеле имеются собственные продукты для широкого спектра способов коммуникаций.
Microsoft предлагала корпоративную почту, порталы, Skype (а далее — Teams), Cisco подкупала сильными предложениями в сфере телефонии и сетей вместе с Webex, Jabber, CMS. Стратегия мировых гигантов заключалась в том, чтобы покупали только их продукты, уже объединенные в экосистему. При этом для заказчика также были обеспечены важные преимущества — при общении различными способами сотрудники не теряли комфортных условий, могли повышать свою эффективность и так далее.
При этом нужно понимать, что вендоры создавали свои продукты не за один день…и даже не за два, и не за три. В своем большинстве это были флагманские продукты других разработчиков и дерзких стартапов, которые впоследствии были приобретены и стали частью экосистемы. В числе «попавших» в состав предложений UC крупных вендоров таким образом — тот же Skype, Webex, облачные ИИ-помощники, онлайн-чаты и так далее. Но главное, что основная цель формирования экосистемы заключалась в том, чтобы не допустить выхода крупных заказчиков за пределы спектра продуктов для корпоративных коммуникаций одного или максимум двух вендоров.
Да, у такого подхода всегда были свои минусы. Например, вы не могли использовать какие-то новейшие технологии (особенно в сфере ИИ), пока ваш вендор не купит одного из разработчиков и не интегрирует решение в свою экосистему, для разных систем ВКС подходили только определенные терминалы, стоимость которых оставалась высокой и так далее. Но до 2022 года всех более-менее устраивала такая схема работы, и UC оставалась нишей моновендорных решений. Именно поэтому сегодня многие корпоративные заказчики по-прежнему не могут определиться с заменой потерявшим поддержку и гибкость западным продуктам: они хотят найти единое решение для всего спектра задач. Но в текущих условиях сделать это практически невозможно. К тому же сама миграция на новые продукты остается непростой задачей. Так, исследование TAdviser показало, что 48% ИТ-руководителей российских компаний сталкиваются с проблемами интеграции новых решений для UC.
Эволюция российского рынка
Российские вендоры начали развивать свои экосистемы решений. При этом упор был сделан на те сферы, в которых имеются самые сильные компетенции. Так, Vinteo отталкиваются от одного из самых стабильных сервисов ВКС, eXpress ставит во главу угла свой мессенджер, а остальное (включая видеозвонки) подтягивает к нему. Со своих сторон подходя к коммуникациям Яндекс, TrueConf и другие. Но ожидать от российских разработчиков такого же спектра решений, которые может предложить, скажем, Microsoft, не стоит — тем более, что у этого подхода есть разумная альтернатива.
Сегодня на рынке присутствуют сильные игроки с интересными продуктами в разных сферах коммуникаций, а также квалифицированные интеграторы, которые объединяют решения различных вендоров, аккуратно интегрируя их в ИТ-ландшафт любой компании. И если принять как данность наличие продуктов 5-7 разработчиков в своей экосистеме корпоративных коммуникаций, то из ситуации можно извлечь серьезную выгоду. Как минимум такой подход:
- Обеспечивает больше гибкости
- Позволяет получать именно те решения, которые подходят именно вам
- Быстрее внедрять новые технологии
- Управлять стоимостью системы корпоративных коммуникаций
Недавно проведенное исследование IDC Russia показало, что более 60% российских компаний были вынуждены пересмотреть свои решения в области UC после введения санкций. 43% респондентов отметили, что рассматривают возможность использования решений от нескольких российских поставщиков, комбинируя их для удовлетворения своих бизнес-потребностей.
Ложка дегтя
Но, разумеется, никто в здравом уме не скажет, что переход с одних продуктов на другие — это большое счастье. Для ИТ-службы это большой вызов, тем более что многие российские решения все еще движутся к своей зрелости.
Наш опыт показывает, что в целом при внедрении различных систем коммуникаций возникают одни и те же проблемы. Так, практически во всех случаях имеется проблема единого централизованного планирования встреч, в какой бы системе коммуникаций они не происходили. Также актуальной задачей является подключение терминалов ВКС к различным платформам, потому что многие решения рассчитаны только на одну платформу и не могут работать с другими ВКС.
Отдельно стоит отметить такую боль, как запись встреч. Кто-то умеет сохранять записи, а кто-то не умеет. Одни вендоры обеспечивают безопасность и конфиденциальность записей, а другие — нет. В одних случаях реализовано управление доступом, в других системах есть только простейшие настройки. Одни компании справляются с дополнительной обработкой, а другие могут только показать видео-файл, и так далее,
Спектр решений в этих сферах выглядит разношерстно. Пока нет единого стандарта, и его формированием никто не занимается, потому что это для вендоров ВКС или защищенного чата все это остается дополнительной фичей, не более того.
ИИ как пример преимуществ нового подхода
Но давайте рассмотрим, что дает внедрение новых российских решений более конкретно. Ведь сотрудники проводят на совещаниях с видео или аудио огромное количество времени. Это невероятных масштабов цифровой след, который сотрудники оставляют. Логично, что с этим можно работать, обрабатывать записи, выделять из них ценность. И как раз с этим связаны преимущества нового подхода к объединению коммуникаций, если говорить о сфере искусственного интеллекта. Сегодня на рынке представлено множество технологий, которые позволяют систематизировать информации, распознавать голос, даже готовить отчеты и выделять основной из голосовой и текстовой информации.
Для больших корпораций подобные технологии несут интересные возможности. Теоретически за счет ИИ можно разгрузить приоритетных сотрудников, избавить их от рутины по разбору результатов встреч, систематизировать расписание и так далее. Но для большинства крупных заказчиков подобные технологии они оставались закрытой темой, так как работа любого такого ассистента происходит в облаке, и чаще всего — в зарубежном. При этом вендоры, которые в первую очередь развивают ВКС или, наоборот, офисные приложения, будут создавать ИИ-ассистентов только как небольшое дополнение, соответственно максимум, чего от них можно ждать — это транскрибация текстов, и в лучшем случае в облаке.
При этом бизнес-заказчикам нужно, чтобы подобные технологии работали в режиме on-prem, адаптировались под его специфические задачи, поддерживали несколько ВКС-систем и сред UC в целом, при этом соблюдая строгое соответствие требованиям ИБ при глубокой интеграции с ИТ-ландшафтом компании. Такую задачу не может решить ни один вендор видеочата. На внедрение подобных технологий способна только компания, которая занимается объединением технологий от разных поставщиков и помогает интегрировать их в ИТ-инфраструктуру. И это только один пример плюсов перехода от объединенных коммуникаций к объединению коммуникаций с решениями от различных поставщиков.
Новые российские решения и их потенциал
К тому же нам уже есть что интегрировать! Сегодня мы наблюдаем динамичное развитие новых компаний, способных предложить рынку те самые необходимые модули и компоненты, которые позволят решить задачи работы с видео и аудио в полном соответствии с требованиями ИБ. Они либо работают на базе российского проверенного ЦОДа, либо предлагают полностью локальную установку на собственных серверах заказчика.
Ярким примером такого подхода является интеллектуальная система хранения и обработки записей MAX, которая позволяет решить задачу записи и систематизации результатов встречи на любой из популярных российских платформ коммуникаций. Не важно, используете ли вы Vinteo, eXpress, SberJazz или другу систему, достаточно просто «Пригласить Макса» на встречу, и сервис не только произведет запись, но также распознает участников, выделит реплики и составит основной протокол совещания. Это серьезное повышение эффективности администраторов и менеджеров, а также гарантия, что при подведении итогов ответственное лицо не упустит ни одного важного момента. Также происходит колоссальная экономия времени руководителей, которые по оценкам McKinsey сегодня тратят до 40% своего времени именно на разбор результатов онлайн-встреч.
Использование таких инновационных технологических решений как MAX позволяет компаниям работать эффективнее и развивать корпоративные коммуникации независимо от выбранной платформы.
Другой пример — решение VSP Meeting OrgaNizer, который позволяет оптимизировать и автоматизировать процессы организации конференций. Преимущества здесь достаточно очевидны: не нужно тратить время на рассылку приглашений стандартному составу совещаний по каждому из типов встреч, не требуется вручную формировать комнату в системе ВКС. Что показательно, Meeting OrgaNiZer работает с разными платформами — можно организовать встречу в eXpress или в Vinteo, а также на других платформах коммуникаций, в зависимости от того, где какие системы используются.
Более того, современные терминалы, которые выпускают российские компании, предлагают максимально широкий выбор возможностей подключения. Так, устройства ICU InTouch, в ассортименте которых есть уже и терминалы для персонального использования, и решения для оснащения переговорных комнат, могут работать как по открытым протоколам SIP и H.323, но и встраиваются в проприетарные экосистемы популярных на рынке решений, таких как Jazz, Vinteo, eXpress — российская разработка микрокодов оставляет максимальные возможности для поддержки локальных решений. В качестве дополнения ICU InTouch позволяет подключиться к любой части коммуникационного комплекта через открытый интерфейс — это необходимо
Перспективы развития
Да, сегодня значительное количество компаний, особенно с обширной и развитой ИТ-инфраструктурой, все еще присматриваются к российским альтернативам в сфере корпоративных коммуникаций. Но формирование открытой экосистемы продуктов, из которых можно собрать нужное решение как из конструктора LEGO, создает условия для действительно эффективного импортозамещения в сфере UC.
Учитывая, что многие заказчики сегодня пробуют решения различных российских разработчиков, ситуация, когда в ИТ-экосистеме присутствуют несколько продуктов с частично дублирующим друг друга функционалом — совершенно нормальная. Одним сотрудникам нужен защищенный чат, другим — надежная ВКС с поддержкой тысяч участников, третьим — удобная система работы с документами. И в этих условиях особенно важно обеспечить объединение всех перечисленных решений и технологий с интеграцией сразу ряда продуктов в ИТ-экосистему. В этом направлении и движется сегодня российский рынок корпоративных коммуникаций в целом и UC в частности.
Интересно, что в целом российская ситуация повторяет общемировую ситуацию: согласно данным Gartner 72% организаций по всему миру уже используют гибридные решения для корпоративных коммуникаций, а 35% компаний предпочитают миксовать продукты от разных вендоров для повышения гибкости и адаптивности своей ИТ-инфраструктуры.
Поэтому можно утверждать, что через пару лет ситуация на российском рынке коренным образом изменится. С одной стороны, неподдерживаемые вендорами системы коммуникаций становятся все сложнее в поддержке, а с другой стороны, спрос на прорывные решения, в том числе на базе машинного обучения, продолжает стремительно расти. Например, большинство вопросов в сфере улучшения качества обслуживания клиентов удобнее всего решать с помощью ИИ.
Наша задача, как дистрибьютора передовых решений, поддерживать тех партнеров, которые готовы показывать не просто маркетинг и «похожесть» на западные продукты, а действительно перспективные технологии и хорошую базу в сфере разработки собственных продуктов. И мне приятно отметить, что такие компании сегодня не просто существуют, но переживают фазу активного роста, результаты которой мы увидим уже в ближайшие годы.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что российский ландшафт корпоративных коммуникаций стремительно меняется, и сейчас мы стоим на пороге того момента, когда с одной стороны вендоры начнут предлагать совместные решения для задач заказчиков, а с другой стороны сами корпорации окончательно начнут переходить на более зрелые наборы продуктов, гарантировано работающие друг с другом. В этом контексте появление уникальных сервисов, повышающих эффективность коммуникаций, и их интеграция с платформами ВКС, мессенджерами и другими компонентами экосистем UC нового поколения, является одним из самых интересных направлений развития российского рынка корпоративных коммуникаций.
Источники:
- IDC Russia, «Опрос российских компаний о состоянии UC рынка,» 2023.
- Gartner, «2022 Unified Communications Report,» 2022.
- TAdviser, «Проблемы интеграции российских решений UC,» 2023.
- McKinsey & Company, «The future of work: How AI is changing meetings,» 2022.