Сегодня в России наблюдается взрывной рост предложений в сфере корпоративных коммуникаций: появляются новые сервисы и продукты, вендоры развивают свои линейки и формируют альянсы. О том, почему это происходит, и каким будет результат трансформации рынка, рассказывает Григорий Иванов, исполнительный директор Neutronix.

Сегодня российский рынок корпоративных коммуникаций переживает стадию активной трансформации. С одной стороны крупным компаниям как никогда нужны средства для совместной работы в любом формате — офисном, удаленном или гибридном. Но с другой стороны, привычные для всех решения мировых лидеров стали недоступны для бизнеса. Российские продукты получили бурное развитие, в открытом доступе уже есть истории успеха нескольких крупных внедрений, но в своем большинстве корпорации все еще ждут появления чего-то нового, пытаются максимально долго усидеть на старых решениях, и этому есть логичное объяснение.

UC как развитие моновендорных экосистем

Эволюция ВКС: от объединенных коммуникаций к объединению коммуникацийЕсли посмотреть на объединенные коммуникации с технологической точки зрения, то мы увидим сервисы для решения различных задач — видеозвонков, ведения единого календаря, чата, совместной работы с документами и так далее. Объединение всего этого многообразия в термин UC произошло в свое время с подачи крупнейших вендоров, у которых в портфеле имеются собственные продукты для широкого спектра способов коммуникаций.

Microsoft предлагала корпоративную почту, порталы, Skype (а далее — Teams), Cisco подкупала сильными предложениями в сфере телефонии и сетей вместе с Webex, Jabber, CMS. Стратегия мировых гигантов заключалась в том, чтобы покупали только их продукты, уже объединенные в экосистему. При этом для заказчика также были обеспечены важные преимущества — при общении различными способами сотрудники не теряли комфортных условий, могли повышать свою эффективность и так далее.

При этом нужно понимать, что вендоры создавали свои продукты не за один день…и даже не за два, и не за три. В своем большинстве это были флагманские продукты других разработчиков и дерзких стартапов, которые впоследствии были приобретены и стали частью экосистемы. В числе «попавших» в состав предложений UC крупных вендоров таким образом — тот же Skype, Webex, облачные ИИ-помощники, онлайн-чаты и так далее. Но главное, что основная цель формирования экосистемы заключалась в том, чтобы не допустить выхода крупных заказчиков за пределы спектра продуктов для корпоративных коммуникаций одного или максимум двух вендоров.

Да, у такого подхода всегда были свои минусы. Например, вы не могли использовать какие-то новейшие технологии (особенно в сфере ИИ), пока ваш вендор не купит одного из разработчиков и не интегрирует решение в свою экосистему, для разных систем ВКС подходили только определенные терминалы, стоимость которых оставалась высокой и так далее. Но до 2022 года всех более-менее устраивала такая схема работы, и UC оставалась нишей моновендорных решений. Именно поэтому сегодня многие корпоративные заказчики по-прежнему не могут определиться с заменой потерявшим поддержку и гибкость западным продуктам: они хотят найти единое решение для всего спектра задач. Но в текущих условиях сделать это практически невозможно. К тому же сама миграция на новые продукты остается непростой задачей. Так, исследование TAdviser показало, что 48% ИТ-руководителей российских компаний сталкиваются с проблемами интеграции новых решений для UC.

Эволюция российского рынка

Российские вендоры начали развивать свои экосистемы решений. При этом упор был сделан на те сферы, в которых имеются самые сильные компетенции. Так, Vinteo отталкиваются от одного из самых стабильных сервисов ВКС, eXpress ставит во главу угла свой мессенджер, а остальное (включая видеозвонки) подтягивает к нему. Со своих сторон подходя к коммуникациям Яндекс, TrueConf и другие. Но ожидать от российских разработчиков такого же спектра решений, которые может предложить, скажем, Microsoft, не стоит — тем более, что у этого подхода есть разумная альтернатива.

Эволюция ВКС: от объединенных коммуникаций к объединению коммуникаций

Сегодня на рынке присутствуют сильные игроки с интересными продуктами в разных сферах коммуникаций, а также квалифицированные интеграторы, которые объединяют решения различных вендоров, аккуратно интегрируя их в ИТ-ландшафт любой компании. И если принять как данность наличие продуктов 5-7 разработчиков в своей экосистеме корпоративных коммуникаций, то из ситуации можно извлечь серьезную выгоду. Как минимум такой подход:

  • Обеспечивает больше гибкости
  • Позволяет получать именно те решения, которые подходят именно вам
  • Быстрее внедрять новые технологии
  • Управлять стоимостью системы корпоративных коммуникаций

Недавно проведенное исследование IDC Russia показало, что более 60% российских компаний были вынуждены пересмотреть свои решения в области UC после введения санкций. 43% респондентов отметили, что рассматривают возможность использования решений от нескольких российских поставщиков, комбинируя их для удовлетворения своих бизнес-потребностей.

Ложка дегтя

Но, разумеется, никто в здравом уме не скажет, что переход с одних продуктов на другие — это большое счастье. Для ИТ-службы это большой вызов, тем более что многие российские решения все еще движутся к своей зрелости.

Наш опыт показывает, что в целом при внедрении различных систем коммуникаций возникают одни и те же проблемы. Так, практически во всех случаях имеется проблема единого централизованного планирования встреч, в какой бы системе коммуникаций они не происходили. Также актуальной задачей является подключение терминалов ВКС к различным платформам, потому что многие решения рассчитаны только на одну платформу и не могут работать с другими ВКС.

Отдельно стоит отметить такую боль, как запись встреч. Кто-то умеет сохранять записи, а кто-то не умеет. Одни вендоры обеспечивают безопасность и конфиденциальность записей, а другие — нет. В одних случаях реализовано управление доступом, в других системах есть только простейшие настройки. Одни компании справляются с дополнительной обработкой, а другие могут только показать видео-файл, и так далее,

Спектр решений в этих сферах выглядит разношерстно. Пока нет единого стандарта, и его формированием никто не занимается, потому что это для вендоров ВКС или защищенного чата все это остается дополнительной фичей, не более того.

ИИ как пример преимуществ нового подхода

Эволюция ВКС: от объединенных коммуникаций к объединению коммуникаций

Но давайте рассмотрим, что дает внедрение новых российских решений более конкретно. Ведь сотрудники проводят на совещаниях с видео или аудио огромное количество времени. Это невероятных масштабов цифровой след, который сотрудники оставляют. Логично, что с этим можно работать, обрабатывать записи, выделять из них ценность. И как раз с этим связаны преимущества нового подхода к объединению коммуникаций, если говорить о сфере искусственного интеллекта. Сегодня на рынке представлено множество технологий, которые позволяют систематизировать информации, распознавать голос, даже готовить отчеты и выделять основной из голосовой и текстовой информации.

Для больших корпораций подобные технологии несут интересные возможности. Теоретически за счет ИИ можно разгрузить приоритетных сотрудников, избавить их от рутины по разбору результатов встреч, систематизировать расписание и так далее. Но для большинства крупных заказчиков подобные технологии они оставались закрытой темой, так как работа любого такого ассистента происходит в облаке, и чаще всего — в зарубежном. При этом вендоры, которые в первую очередь развивают ВКС или, наоборот, офисные приложения, будут создавать ИИ-ассистентов только как небольшое дополнение, соответственно максимум, чего от них можно ждать — это транскрибация текстов, и в лучшем случае в облаке.

При этом бизнес-заказчикам нужно, чтобы подобные технологии работали в режиме on-prem, адаптировались под его специфические задачи, поддерживали несколько ВКС-систем и сред UC в целом, при этом соблюдая строгое соответствие требованиям ИБ при глубокой интеграции с ИТ-ландшафтом компании. Такую задачу не может решить ни один вендор видеочата. На внедрение подобных технологий способна только компания, которая занимается объединением технологий от разных поставщиков и помогает интегрировать их в ИТ-инфраструктуру. И это только один пример плюсов перехода от объединенных коммуникаций к объединению коммуникаций с решениями от различных поставщиков.

Новые российские решения и их потенциал

Эволюция ВКС: от объединенных коммуникаций к объединению коммуникаций

К тому же нам уже есть что интегрировать! Сегодня мы наблюдаем динамичное развитие новых компаний, способных предложить рынку те самые необходимые модули и компоненты, которые позволят решить задачи работы с видео и аудио в полном соответствии с требованиями ИБ. Они либо работают на базе российского проверенного ЦОДа, либо предлагают полностью локальную установку на собственных серверах заказчика.

Ярким примером такого подхода является интеллектуальная система хранения и обработки записей MAX, которая позволяет решить задачу записи и систематизации результатов встречи на любой из популярных российских платформ коммуникаций. Не важно, используете ли вы Vinteo, eXpress, SberJazz или другу систему, достаточно просто «Пригласить Макса» на встречу, и сервис не только произведет запись, но также распознает участников, выделит реплики и составит основной протокол совещания. Это серьезное повышение эффективности администраторов и менеджеров, а также гарантия, что при подведении итогов ответственное лицо не упустит ни одного важного момента. Также происходит колоссальная экономия времени руководителей, которые по оценкам McKinsey сегодня тратят до 40% своего времени именно на разбор результатов онлайн-встреч.

Использование таких инновационных технологических решений как MAX позволяет компаниям работать эффективнее и развивать корпоративные коммуникации независимо от выбранной платформы.

Другой пример — решение VSP Meeting OrgaNizer, который позволяет оптимизировать и автоматизировать процессы организации конференций. Преимущества здесь достаточно очевидны: не нужно тратить время на рассылку приглашений стандартному составу совещаний по каждому из типов встреч, не требуется вручную формировать комнату в системе ВКС. Что показательно, Meeting OrgaNiZer работает с разными платформами — можно организовать встречу в eXpress или в Vinteo, а также на других платформах коммуникаций, в зависимости от того, где какие системы используются.

Более того, современные терминалы, которые выпускают российские компании, предлагают максимально широкий выбор возможностей подключения. Так, устройства ICU InTouch, в ассортименте которых есть уже и терминалы для персонального использования, и решения для оснащения переговорных комнат, могут работать как по открытым протоколам SIP и H.323, но и встраиваются в проприетарные экосистемы популярных на рынке решений, таких как Jazz, Vinteo, eXpress — российская разработка микрокодов оставляет максимальные возможности для поддержки локальных решений. В качестве дополнения ICU InTouch позволяет подключиться к любой части коммуникационного комплекта через открытый интерфейс — это необходимо

Перспективы развития

Эволюция ВКС: от объединенных коммуникаций к объединению коммуникаций

Да, сегодня значительное количество компаний, особенно с обширной и развитой ИТ-инфраструктурой, все еще присматриваются к российским альтернативам в сфере корпоративных коммуникаций. Но формирование открытой экосистемы продуктов, из которых можно собрать нужное решение как из конструктора LEGO, создает условия для действительно эффективного импортозамещения в сфере UC.

Учитывая, что многие заказчики сегодня пробуют решения различных российских разработчиков, ситуация, когда в ИТ-экосистеме присутствуют несколько продуктов с частично дублирующим друг друга функционалом — совершенно нормальная. Одним сотрудникам нужен защищенный чат, другим — надежная ВКС с поддержкой тысяч участников, третьим — удобная система работы с документами. И в этих условиях особенно важно обеспечить объединение всех перечисленных решений и технологий с интеграцией сразу ряда продуктов в ИТ-экосистему. В этом направлении и движется сегодня российский рынок корпоративных коммуникаций в целом и UC в частности.

Интересно, что в целом российская ситуация повторяет общемировую ситуацию: согласно данным Gartner 72% организаций по всему миру уже используют гибридные решения для корпоративных коммуникаций, а 35% компаний предпочитают миксовать продукты от разных вендоров для повышения гибкости и адаптивности своей ИТ-инфраструктуры.

Поэтому можно утверждать, что через пару лет ситуация на российском рынке коренным образом изменится. С одной стороны, неподдерживаемые вендорами системы коммуникаций становятся все сложнее в поддержке, а с другой стороны, спрос на прорывные решения, в том числе на базе машинного обучения, продолжает стремительно расти. Например, большинство вопросов в сфере улучшения качества обслуживания клиентов удобнее всего решать с помощью ИИ.

Наша задача, как дистрибьютора передовых решений, поддерживать тех партнеров, которые готовы показывать не просто маркетинг и «похожесть» на западные продукты, а действительно перспективные технологии и хорошую базу в сфере разработки собственных продуктов. И мне приятно отметить, что такие компании сегодня не просто существуют, но переживают фазу активного роста, результаты которой мы увидим уже в ближайшие годы.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что российский ландшафт корпоративных коммуникаций стремительно меняется, и сейчас мы стоим на пороге того момента, когда с одной стороны вендоры начнут предлагать совместные решения для задач заказчиков, а с другой стороны сами корпорации окончательно начнут переходить на более зрелые наборы продуктов, гарантировано работающие друг с другом. В этом контексте появление уникальных сервисов, повышающих эффективность коммуникаций, и их интеграция с платформами ВКС, мессенджерами и другими компонентами экосистем UC нового поколения, является одним из самых интересных направлений развития российского рынка корпоративных коммуникаций.

Источники:

  1. IDC Russia, «Опрос российских компаний о состоянии UC рынка,» 2023.
  2. Gartner, «2022 Unified Communications Report,» 2022.
  3. TAdviser, «Проблемы интеграции российских решений UC,» 2023.
  4. McKinsey & Company, «The future of work: How AI is changing meetings,» 2022.