Минюст США направил в Федеральный суд округа Колумбия рекомендации по делу об устранении монополии Google на рынке интернет-поиска. Компании предлагается продать браузер Chrome, а также на пять лет отказаться от инвестирования и покупки активов в области поиска и поисковой рекламы.

В ведомстве утверждают, что Google более десяти лет удерживала свою монополию на рынке интернет-поиска и контекстной рекламы, используя антиконкурентные практики, в том числе манипулируя своим контролем над ОС Android и браузером Chrome. В результате этого поисковик Google стал практически универсальной поисковой системой по умолчанию и фактически единственной точкой доступа в Интернет, что позволяло компании собирать данные о пользователях и улучшать таргетинг рекламы. По данным StatCounter, Chrome занимает 66% мирового рынка браузеров, а через поиск Google, который по умолчанию интегрирован в браузер, обрабатывается почти 90% поисковых запросов.

В августе суд по иску минюста признал Google монополистом в области интернет-поиска. Суд установил, что только в 2021 году компания заплатила 26,3 млрд долл. Apple, Samsung и другим производителям за то, чтобы поисковая система компании стояла по умолчанию на их мобильных устройствах. Это позволило Google повысить цены на контекстную рекламу.

В минюсте полагают, что проще всего победить монополию Google было бы, принув ее продать Android: компания потеряла бы возможность использовать эту платформу для ограничения своих конкурентов. Однако, такое требование вызовет протест не только со стороны Google, но и со стороны других участников рынка. В качестве альтернативы минюст предложил ряд поведенческих мер, направленные на ограничение возможностей Google злоупотреблять своим контролем над Android, которые действовали бы 10 лет — в соответствии с тем сроком, на который, как предполагается, в Google препятствовали развитию конкуренции в области поиска. В числе этих мер: запретить Google соглашения, предполагающие выбор ее поиска по умолчанию на тех или иных устройствах; гарантировать, что Google не сможет предоставлять своему поиску преимущественный доступ к другим своим продуктам или услугам; обязать Google сделать поисковый индекс доступным по минимальной цене для конкурентов; предоставлять конкурентам как пользовательские, так и рекламные данные, бесплатно, на недискриминационной основе и с надлежащими гарантиями конфиденциальности и др.

Ожидается, что свои предложения по устранению выявленной монополии представит Google; окончательное решение по этому делу суд должен вынести до августа 2025 года.

По данным Liveinternet, Google Chrome занимает 46,8% на российском рынке. За ним следуют «Яндекс Браузер» (32,8%) и Safari (11,8%). Однако рекламные сервисы Google в России в настоящее время закрыты.