Итак, Патрик Гелсингер покинул свой пост, проработав в отрасли более 40 лет. Пока компания ищет ему замену, руководство ею временно будут осуществлять финансовый директор Дэвид Цинснер и нынешняя глава группы клиентских вычислений, группы ЦОДов и ИИ, а также группы сетевых технологий и пограничных вычислений Мишель Джонстон Холтхаус. По сообщениям Bloomberg, Гелсингеру предложили добровольно уйти в отставку. В противном случае он был бы отстранен от должности.

Всвоеи прощальном слове Гелсингер заявил, что работать в Intel всегда было для него честью – компания является одной из лучших и ярчайших в своем бизнесе, а каждого из ее сотрудников он с уважением называет коллегой. «Нынешний год был сложным, пришлось принимать непростые, но необходимые решения для адаптации компании к существующей динамике рынка, – указал он. – Хотелось бы выразить благодарность всем коллегам, с которыми мне довелось работать в семье Intel».

По мнению наблюдателей, отставка была ожидаемой, поскольку в последние несколько лет компания Intel испытывала серьезные трудности. Но в ближайший год у нее, судя по всему, появится целый ряд многообещающих продуктов, которые должны помочь ей переломить ситуацию. Процессоры Lunar Lake уже пользуются успехом, но приносимая ими прибыль не столь велика из-за сильной зависимости от TSMC, которая должна исчезнуть с появлением Panther Lake.

Однако, сам по себе внезапный разрыв Гелсингера с Intel заранее не планировался. Отставка генерального директора могла быть вызвана несколькими причинами.

— Правление потребовало разделить проектный и производственный бизнес, и Гелсингер не захотел оставаться в такой ситуации.

— Были сорваны сроки создания какого-то важного продукта, например, предназначенного для ЦОДов.

— Совет директоров захотел продать часть компании, а Гелсингер с этим не согласился. Впрочем, такой вариант маловероятен, поскольку компании в этом случае придется столкнуться с многочисленными проверками регулирующих органов по всему миру.

— Произошла внезапная и существенная потеря доли рынка одним из крупных клиентов.

Некоторые эксперты признают, что отставка не должна вызывать удивления. Для управления многонациональной технологической корпорацией требуется редкая деловая хватка, а не только технический талант. Стоимость акций Intel с момента занятия Гелсингером своей должности упала на 60%, и в такой ситуации у него просто не оставалось шансов. Совет директоров был недоволен стилем и содержанием руководства Гелсингера, а также медленными и сложными изменениями, которые привели в итоге к снижению доходности и убыткам.

С уходом Гелсингера важность производственного бизнеса для Intel повышается. Существует риск того, что технология производства не оправдает себя, но получение здесь технологического преимущества поможет Intel значительно расширить бизнес, причем не только собственный. Неважно, в каком виде подразделение Intel Foundry Services будет оставаться в компании, в любом случае ему отводится роль важнейшего компонента будущего успеха.

Пока неясно, удастся ли Intel получить ожидаемое финансирование в соответствии с законом о чипах, а также другую государственную помощь для проведения огромных инвестиций, которые нужны компании для восстановления технологического лидерства, и это также является фактором риска. Есть еще ряд обстоятельств, за которыми нужно внимательно следить.

— Рост производства продуктов для ЦОДов, особенно в области ИИ. Сегодня Intel отстает в этом направлении от Nvidia, а с недавних пор и от AMD. Однако с выпуском нового Xeon 6 у компании появляется шанс вернуть себе лидерство и долю рынка.

— Увеличение популярности Gaudi 3. AMD сумела отвоевать некоторую долю рынка у Nvidia, так почему бы и Intel не проделать то же самое?

— Сумеет ли Xeon 6 переломить ситуацию с нашествием AMD в сегменте процессоров для ЦОД? Помогут ли возможности NPU и стратегия повсеместного ИИ?

По всей вероятности, на среднестатистическую организацию, покупающую компьютерное оборудование, отставка Гелсингера не повлияет. И это может стать последним подарком Патрика своей компании – громкий уход любимого сына, который забирает с собой все опасения инвесторов и нереалистичные сравнения с миром 20-летней давности, оставляя только свое видение будущего. Возможно, Гелсингер и не претендует на лавры харизматичного основоположника наподобие Сергея Брина, Ларри Эллисона, Билла Гейтса или Гордона Мура, но он сохранял за собой репутацию технологического светила, умевшего воплощать идеи в жизнь. Как бы то ни было, сегодня технологические компании нуждаются, наверное, в лидерах другого типа.

Теперь, когда Гелсингер ушел в отставку, совету директоров предстоит найти генерального директора, который сможет эффективно работать с яркими звездами, уже имеющимися в составе Intel. Или же, возможно, их просто купит Broadcom. До сих пор потенциальные покупатели колебались, учитывая юридические сложности, связанные с приобретением Intel, и это также относится к числу бизнес-проблем, которые предстоит решать новому генеральному директору.