В IBM представили новейший квантовый компьютер, который в 50 раз быстрее выполняет задачи, чем предыдущая система, и способен обрабатывать схемы с 5 тыс. двухкубитных вентильных операций, что почти вдвое больше, чем раньше.
В этом компьютере установлен 156-кубитный квантовый процессор IBM R2 Heron — второе поколение чипа, объявленного в прошлом году. Для создания схем квантовых вычислений и их запуска на платформе IBM используется комплект разработки программного обеспечения для квантовых компьютеров IBM Qiskit.
В IBM продемонстрировали также предварительную версию инструментария Qiskit Code Assistant с поддержкой генеративного ИИ, который разработан на базе моделей ИИ IBM Granite. Он упрощает квантовое программирование, помогая, в том числе, создавать квантовые схемы на основе подсказок на естественном языке.
После усовершенствований в аппаратном и программном обеспечении, утверждают в IBM, новейший компьютер значительно повышает эффективность проведения полезных научных исследований.
В IBM используют понятие квантовой полезности (quantum utility), которое характеризует способность квантовых компьютеров получать полезные результаты для задач, не поддающихся решению с помощью классических методов.
В эксперименте IBM 2023 quantum utility, результаты которого опубликованы в журнале Nature, компьютер Eagle, который содержал 127 сверхпроводящих кубитов и поддерживал 2880 операций с двухкубитными вентилями, выполнил тестовое задание за 112 часов. Новая система с процессором R2 Heron и 5 тыс. операций завершила то же задание за 2,2 часа
С ее выпуском, согласно IBM, квантовые компьютеры могут применяться в химии, физике, материаловедении и других областях для исследования новых классов проблем, решение которых выходит за пределы возможностей классических вычислительных методов.
В одной из американских клиник, к примеру, на базе решений IBM объединили методы квантовых и классических вычислений, что позволило получить новые результаты, которые недоступны только квантовым компьютерам.
Как и другие поставщики квантового оборудования, IBM все еще пытается решить проблему коррекции ошибок, отмечают в IDC.
Представители IBM полагают, что для достижения реального «квантового преимущества» должно пройти еще несколько лет, чтобы квантовые компьютеры стали дешевле, быстрее или точнее традиционных.