«Яндекс» запускает проект по разработке человекоподобных роботов, который станет одним из первых направлений, поддерживаемых новым внутренним фондом технологических инициатив Yet Another Tech Fund, сообщает РБК. На 2025 год выделено 330 млн руб.; планируется финансовая поддержка соответствующих инициатив сотрудников компании. Проект будет частью направления автономного транспорта в подразделении Yandex B2B Tech.
На первом этапе запланирована разработка программного обеспечения для базовой подвижности и адаптации роботов к реальной среде. Роботов научат ключевым навыкам: уверенно ходить, подниматься по лестницам, открывать двери, проходить через турникеты, поднимать и переносить в руках груз. На втором этапе будет организован полный цикл разработки гуманоидов, включая их производство.
Преимущества гуманоидных роботов является то, что они не требуют специальной инфраструктуры и могут работать в тех же условиях, что и люди. Их потенциальные сферы применения: логистика внутри зданий, обход объектов, помощь в быту и на производстве.
По оценке аналитиков Fortune Business Insights, в 2024 году объем мирового рынка гуманоидных роботов составил 3,28 млрд долл. Согласно прогнозам, к 2032 году он вырастет до 66 млрд долл. Наиболее известные примеры зарубежных разработок: складской работник Apollo (компания Apptronik), Atlas2 от Boston Dynamics, способный планировать сложные движения с учетом окружающей среды, реагировать на нее, планировать действия и выполнять операции с максимальной эффективностью, анонсированный Tesla робот Optimus, который сможет быть учителем, нянчить детей, выгуливать собаку, стричь газон и др). В России над гуманоидами работают, в частности, компании «Промобот» и AlfaRobotics.
По мнению опрошенных журналистами РБК экспертов, массовое производство гуманоидных роботов в России станет возможным при решении вопросов локализации и импортозамещения. Отмеченные ими основные вызовы таковы: высокая стоимость разработки; ограниченная производительность; вопросы безопасности; зависимость от импортных компонентов; недостаток специалистов в области робототехники; слабая стандартизация.
Эксперты отмечают, что гуманоидные роботы будут особенно востребованы на опасных производствах в военно-промышленном комплексе, а также для замены человека в задачах, где важен человеческий фактор.
«Яндекс» планирует активно нанимать специалистов и уже сформировал основу команды разработчиков. В ближайшее время компания намерена приступить к тестированию роботов в реальных условиях.