Спор между Microsoft и OpenAI о том, что Microsoft должна получить за свои 13-миллиардные инвестиции в ИИ-компанию, превратился из неприятного в откровенно токсичный, и каждая из сторон рассматривает стратегии, которые по их разрушительной силе можно сравнить с ядерным ударом.
Доступ к технологиям OpenAI нужен Microsoft, чтобы обеспечить себе мировое лидерство в области искусственного интеллекта и поднять свою капитализацию выше 3,5 трлн долл. OpenAI же нуждается в согласии Microsoft на проведение IPO. Без выхода на биржу компании вряд ли удастся сохранить своих самых ценных исследователей в области ИИ – их переманят организации, готовые платить за талантливых специалистов сотни миллионов долларов.
Изначально OpenAI создавалась как некоммерческая организация с единственной целью – обеспечить разработку и использование ИИ с соблюдением этических норм. Ее основатели, в том числе нынешний генеральный директор Сэм Альтман и легендарный технический предприниматель Илон Маск, заявляли, что технологии должны «прежде всего приносить пользу человечеству», независимо от их финансовой отдачи.
Но это было до того, как стало ясно, что на карту поставлены триллионы долларов. Теперь же компания стремится к получению прибыли, с тем чтобы успешно провести IPO. В настоящее время ее стоимость оценивается в 300 млрд долл. А в следующем году ставки, вероятно, вырастут еще сильнее. Но прежде, чем получить разрешение на проведение IPO, компании нужно договориться с Microsoft – своим первым и основным инвестором.
За инвестиции в размере 13 млрд долл. Microsoft получила исключительные права на технологии OpenAI и использовала их при создании ИИ-инструментов Copilot. Но в соглашении ничего не говорилось о том, что может произойти, если OpenAI перейдет в ранг публичных компаний. Сегодня на повестке дня стоят два вопроса: какую долю в компании Microsoft должна получить за свои инвестиции и сохранится ли у нее долгосрочный эксклюзивный доступ к технологиям OpenAI.
По сообщениям Financial Times, в последний год обсуждалась возможность получения Microsoft доли от 20% до 49%. То есть сумма разночтений может достигнуть 100 млрд долл. Компании спорят и о том, останутся ли у Microsoft эксклюзивные права на некоторые технологии OpenAI. На данный момент ситуация все больше и больше заходит в тупик. Каждая из компаний рассматривает варианты, которые могут угрожать существованию другой.
OpenAI готовится обвинить Microsoft в антиконкурентном поведении и нарушении антимонопольного законодательства. Google, Meta (признана экстремистской и запрещена в России. — Прим. ред.), Apple и Amazon уже отбиваются от антимонопольных исков и расследований, в то время как Microsoft пока остается в стороне. Но правительство США уже проводит в ее отношении тайное расследование. А заявление со стороны OpenAI грозит превратить это расследование в прямое судебное преследование, в ходе которого может произойти все, что угодно, вплоть до раздела Microsoft с выделением ее подразделения искусственного интеллекта в отдельное предприятие.
Microsoft, со своей стороны, может отказаться от переговоров, чтобы сохранить существующий коммерческий контракт, предусматривающий доступ к технологиям OpenAI до 2030 года. В таком случае OpenAI, возможно, не удастся стать публичной компанией. А это поставит под угрозу инвестиции Softbank и других участников в размере до 400 млрд долл.
Вместе с тем имеющееся соглашение существенно ограничивает права Microsoft на технологии OpenAI в случае достижения ими уровня так называемого AGI (artificial general intelligence), при котором ИИ становится способным к человеческому мышлению. По мнению Альтмана, соответствующий уровень может быть достигнут уже в нынешнем году. И если он объявит, что это случилось, шансы на достижение каких-то договоренностей исчезнут. Решать, действительно ли уровень AGI достигнут, будут уже судьи.
Маловероятно, что Альтман пойдет на это, поскольку в таком случае судьба OpenAI окажется в руках правовой системы, чего ему, безусловно, не хотелось бы.
Кто выйдет победителем из этой схватки? У Microsoft достаточно денег и доходов, чтобы занять выжидательную позицию. OpenAI может потерять больше. И высока вероятность, что именно OpenAI первой пойдет на уступки.