Минобрнауки определило ключевые требования к применению искусственного интеллекта в образовательном процессе. Главная цель внедрения ИИ — минимизировать рутинную нагрузку на учащихся и способствовать развитию их когнитивных способностей, социальных навыков и критического мышления, а не создавать зависимость от технологий.

В ведомстве подчеркивают, что технологии ИИ должны помогать совершенствовать личность обучающегося, повышать концентрацию, внимание и интерес к учебному материалу, а также отражать прогресс в обучении.

Нормативно-правовое регулирование использования ИИ в сфере науки, образования и на рынке труда пока не разработано, но при этом оно не должно задерживать внедрение ИИ-инструментов. По словам экспертов, мнение которых приводят журналисты РБК, единое регулирование затруднительно из-за быстрого развития технологий и постоянного появления новых способов взаимодействия с ИИ.

В России отмечают острую нехватку специалистов в области искусственного интеллекта, включая исследователей, разработчиков и специалистов по сквозным технологиям. За 2021–2024 годы в стране создано более 120 программ бакалавриата и магистратуры по направлению «искусственный интеллект» в 16 университетах, которые получили свыше 600 млн руб. грантовой поддержки. Сейчас обучаются почти 15 тыс. студентов — 10 тыс. магистрантов и 4,8 тыс. бакалавров.

В 2025 году в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» Миниэкономразвития провело конкурс среди исследовательских центров, победителями которого стали семь ключевых вузов и институтов, каждый из которых получил грант по 676 млн рублей на два года для фундаментальных исследований в области сильного, доверенного и мультиагентного ИИ.

Кроме того, Минцифры выбрало 22 университета для разработки образовательных программ для топ-специалистов в сфере ИИ. К 2030 году планируется подготовить более 10,2 тыс. таких специалистов при общем объеме финансирования 14,6 млрд руб.