11 сентября издательство «Открытые системы» провело в Москве форум «Интеллектуальное предприятие», собравший ведущих экспертов в области практического использования искусственного интеллекта в компаниях и организациях. Участники обсудили стратегические вопросы применения ИИ в бизнесе, основные направления дальнейшего развития интеллектуальной автоматизации, представили всесторонний анализ полученного опыта и применяемых сегодня подходов к реализации ИИ-проектов.

Форум «Интеллектуальное предприятие - 2025» показал, как ИИ меняет бизнес-процессы компаний

Кроме того, участники обсудили применение больших языковых моделей и практику создания ИИ-агентов.

Спикерами форума выступили представители ведущих отраслевых лидеров, в том числе таких организаций, как «Сбер», X5 Group, «Северсталь», ВТБ, ПЭК, «Меркатор Холдинг», «Росгосстрах», «Газпромтранс», ФСК. Кроме того, прозвучали мнения экспертов консалтинговых компаний.

Форум «Интеллектуальное предприятие - 2025» показал, как ИИ меняет бизнес-процессы компаний

Директор Ассоциации больших данных Илья Кананыкин поделился последними данными по развитию рынка средств искусственного интеллекта и больших данных.

Форум «Интеллектуальное предприятие - 2025» показал, как ИИ меняет бизнес-процессы компаний

Леонид Головин, cоветник генерального директора по цифровой трансформации «Газпромтранс», выразил уверенность в том, что главный тормоз внедрения ИИ — не технологии, а недоверие к «черному ящику», страх ошибки. Он дал рекомендации поиска территорий без устоявшихся процессов, где ИИ откроет новую прибыль.

Алексей Титов, руководитель Центра архитектуры и анализа ГК ФСК, поделился опытом проектирования решений с ИИ, представив пошаговый алгоритм от идеи до внедрения. Кирилл Поляков, директор департамента цифровых продуктов DOGMA, рассказал, как выстроить алгоритм цифровой трансформации, где ИИ не просто модный инструмент, а часть стратегии компании. Лариса Утюшева, заместитель директора по инновациям «Меркатор Холдинг», привела примеры того, как ИИ помогает содержанию объектов дорожного хозяйства и городской инфраструктуры.

Максим Зубарев, операционный директор «Сакура PRO», представил возможности zero-code платформы «Сакура PRO» для создания информационно-аналитических систем любой сложности, создающие новую парадигму цифровизации. Светлана Слободенюк, директор дивизиона «Операционный центр» Сбера, рассказала о том, как мультиагентные системы преобразуют операционную эффективность, что именно можно доверить ИИ-агентам и на что обратить внимание при их внедрении. Эльвира Кокая, менеджер продукта PIX Процессы, описала эволюцию процессного управления: как искусственный интеллект меняет подход к управлению бизнес-процессами. Александр Бочкин, генеральный директор «Инфомаксимум», поделился практикой создания цифровых сотрудников и каким образом они раскрываются в реальных кейсах. Максим Горшков, технический директор команды «Софтмедиалаб», рассмотрел применение LLM в корпоративных базах знаний.

Как и в прошлом году, огромный интерес вызвали выступления юристов, рассказавших о подводных камнях разработки и использования ИИ-решений. Для многих технических специалистов такая информация является важным ликбезом, позволяющим избежать серьезных ошибок.

Особое место в рамках форума было уделено проектам, ранее представленным в рамках премии Data Award 2025. Самые интересные участники, вызвавшие наибольший отклик у экспертного совета премии, нашли место в программе форума.

Максим Павлов, начальник управления продуктивизации ИИ X5 Tech, рассказал о пути внедрения генеративного ИИ, в ходе которого «партизанщину» сменил централизованный подход. Евгения Катенина, лидер команды «Чат-боты для сотрудников Розничного блока» ВТБ, представила проект создание интеллектуального чат-бота, использующего технологии поисково-дополненной генерации (Retrieval-Augmented Generation, RAG) и большой языковой модели (LLM) для поддержки сотрудников в отделениях банка. Антон Слученков, руководитель департамента разработки и визуализации данных ПЭК, привел примеры того, как ИИ позволяет сокращать издержки, ускорять доставку и прогнозировать сбои до того, как они повлияют на клиентов.

Большое внимание аудитории привлек круглый стол «Как не проиграть искусственному интеллекту?», в ходе которого участники рассмотрели место человека в ИИ-ландшафте, обсудили, в каких направлениях стоит развиваться, чтобы быть востребованным, и что делать предприятиям в условиях обострения дефицита кадров на новые роли.

Форум «Интеллектуальное предприятие - 2025» показал, как ИИ меняет бизнес-процессы компаний

«Опыта, связанного с работой с ИИ, у компаний становится все больше, и при этом он становится все более востребованным. Мы предоставляем эту площадку для обмена опытом и именно в этом видим свою основную цель, — отметил Николай Смирнов, руководитель программного комитета форума. — Системы на основе искусственного интеллекта придали новое звучание термину "интеллектуальное предприятие". На нынешнем форуме представлен как технологический, так и управленческий опыт компаний, использующих средства ИИ в своих процессах».