«Уралсиб» превратил масштабную задачу по улучшению аналитических артефактов в захватывающее геймифицированное приключение под названием BI Challenge. Его участниками стали более 80 разработчиков, а результатом стали свыше 1 тыс. улучшенных дашбордов, десятки внутренних обновлений и одно большое профессиональное сообщество. О реализации проекта рассказал Семен Юников, Head of BI банка «Уралсиб» и номинант на премию BI Award.

- В чем заключалась проблема? Какие бизнес-боли пытались решить?

Идея марафона родилась из личного опыта работы с системой FineBI и понимания, что ее потенциал используется разработчиками не в полной мере. В процессе регулярной поддержки и развития BI-среды я замечал возможности для совершенствования: упрощение и оптимизацию отчетов, обновление подходов и выравнивание уровня владения инструментами среди разработчиков.

- Насколько эта задача важна для компании?

Аналитика в банке — один из ключевых инструментов принятия управленческих решений. От качества дашбордов напрямую зависят скорость и точность действий бизнес-подразделений, а также эффективность использования ресурсов.

В BI-среде происходило постепенное накопление устаревших, дублирующих, избыточных или сломанных решений, которые снижали скорость работы системы, а следовательно время до получения ответа, а также затрудняли поддержку и потенциально могли исказить картину для пользователей.

Повышение качества и единообразия аналитических артефактов было критически важным: без этого был риск замедления процессов, роста нагрузки на команды поддержки и потерей доверия пользователей к данным. BI Challenge стал инструментом для преодоления этих рисков.

- Какой подход был выбран?

У меня возникла мысль объединить важные внутренние процессы — оптимизацию, обучение, чистку старых решений и внедрение новых практик — в единую, вдохновляющую форму. Так появилась концепция марафона: соревновательная и при этом обучающая площадка, где участники прокачивают навык работы с FineBI, обмениваются приемами и находят более эффективные подходы. Мы стремились не просто повысить качество дашбордов, но и сформировать культуру бережного отношения к аналитике, где каждый понимает, что от качества одного отчета может зависеть решение целого департамента.

- Какие были поставлены цели?

Мы ставили перед собой несколько взаимосвязанных целей: повысить качество и актуальность дашбордов и датасетов, выровнять уровень компетенций разработчиков и внедрить единые практики, сократить количество неиспользуемых и дублирующих артефактов. Кроме того, требовалось снизить нагрузку на инфраструктуру за счет оптимизации и удаления лишнего, укрепить культуру бережного отношения к данным и повысить вовлеченность аналитиков и сделать процесс улучшения BI-среды интересным и мотивирующим.

- Что представлял собой марафон?

Вместо сухого чек-листа и регламента мы сделали марафон в духе 8-битной RPG, где каждый разработчик стал героем собственного квеста. У нас появился уникальный визуальный мир, населенный BI-героями, символами и сюжетами. Это добавило атмосферности и визуального удовольствия от участия.

Марафон проходил несколько месяцев, а каждые две недели открывался новый уровень. Прохождение каждого этапа приближало участников к финалу, где формировался рейтинг и определялся единственный победитель.

Чтобы обеспечить масштабируемость и честность, мы автоматизировали весь процесс: разработали систему критериев прохождения каждого уровня; запустили автоматический лидерборд на FineDB, обновляемый ежедневно; создали обучающие материалы и гайды, сопровождающие каждый уровень.

Каждый уровень марафона — это не просто шаг, а отдельная управленческая и аналитическая практика.

«Уралсиб»: улучшение аналитики через геймификацию

- Насколько высокий интерес проявили сотрудники? Насколько активно они участвовали?

В марафоне участвовали все разработчики, у которых были опубликованы дашборды для пользователей — это более 80 разработчиков из разных подразделений, и большинство из них активно проходили уровни до финала. Каждый день обновлялся лидерборд, и это подогревало дух соревнования. Появилась неформальная поддержка со стороны опытных сотрудников.

Формат оказался вовлекающим: процент завершивших задания участников оказался в разы выше, чем при стандартных обучающих инициативах.

- А как отнеслось к такой геймификационной инициативе руководство?

Руководство поддержало идею с самого начала, увидев в ней способ быстро и системно повысить качество BI-среды без дополнительных бюджетов. Важно, что марафон не требовал отрыва от рабочих задач: разработчики улучшали именно те дашборды, с которыми они работают ежедневно.

- Какие результаты достигнуты?

Мы получили не просто улучшения, а метрики, которыми можно гордиться. Ошибки в дашбордах сократились с более чем 100 до 40. Количество задокументированных дашбордов возросло с 48 до 244. Инкрементальное обновление освоили 17 разработчиков (до марафона их было только шесть). Информация о бизнес-заказчике появилась в 180 дашбордах.

- Какие эффекты еще ожидаются в дальнейшем?

Результаты марафона будут продолжать масштабироваться, а внедренные практики уже применяются в новых проектах. Выросший уровень компетенций разработчиков позволит разрабатывать более сложные BI-решения, сократятся затраты на поддержку и сопровождение благодаря снижению технического долга, а сформированное сообщество BI-разработчиков станет основой для последующих волн оптимизации и внедрения новых инструментов. Ожидается, что в перспективе это ускорит цикл принятия управленческих решений и повысит экономическую отдачу от BI.

- Что говорят сами участники? Какова обратная связь?

Обратная связь положительная. Участники отмечали, что в процессе марафона им понравилось попасть в комьюнити и чувствовать поддержку. Была важна оригинальность подхода и индивидуальная работа с каждым, кто обращался, мы никого не оставляли на произвол судьбы. Сотрудники смогли реально улучшить свои дашборды и увидеть проблемные моменты.

По результатам участники порекомендовали нам провести командный марафон, реализовать возможность выиграть в разных номинациях, а также провести голосование по будущим призам.

«Уралсиб»: улучшение аналитики через геймификацию

- Какую роль играет марафон для бизнеса компании?

Марафон дал ощутимую пользу бизнесу. Принятие решений стало быстрее и надежнее — сокращение ошибок и повышение качества данных уменьшили риск неверных выводов. Снизилась нагрузка на систему и ускорилась работа отчетов — после очистки нерабочих дашбордов и датасетов средняя скорость загрузки выросла. Это повысило итоговую скорость взаимодействия пользователя с отчетом и снизило «время до инсайта». Повысилась вовлеченность и ответственность аналитиков — прозрачность по бизнес-заказчикам не только усилила взаимодействие между подразделениями, но и дала толчок к актуализации дашбордов и данных. Это сократило время поиска ответственных и ускорило согласования. Сформировалась и усилилась культура бережного отношения к данным, которая теперь влияет на повседневную работу команд и стандарты качества аналитики.

В конечном итоге выросла отдача от инвестиций в BI — внедренные улучшения снизили затраты на поддержку и развитие, а полученные навыки участников масштабируются на будущие проекты. И все это — в течение нескольких месяцев и без отвлечения от основной работы.

- Каковы дальнейшие идеи?

Мы видим BI Challenge не как разовое мероприятие, а как часть корпоративной культуры. Такой формат отлично сочетает обучение, мотивацию, чистку артефактов и вовлечение. Следующий сезон уже в разработке, и он будет еще интереснее. Мы доказали, что даже внутренняя оптимизация может быть масштабной, системной и при этом драйвовой.