Европейская комиссия проводит антимонопольное расследование в отношении поддержки и сопровождения программного обеспечения SAP, будучи обеспокоенной тем, что компания вынуждает клиентов покупать ее услуги на более длительный период и с большим количеством лицензий, чем фактически необходимо.
Комиссия, обеспечивающая в том числе соблюдение антимонопольной политики в Евросоюзе, намерена выяснить детали ограничений, накладываемых SAP на выбор клиентов в части покупки услуг по техническому обслуживанию и поддержке своего программного обеспечения.
Особую озабоченность эти ограничения вызывают у пользователей устаревших приложений SAP ECC и Business Suite 7, где стандартные обслуживание и поддержка должны завершиться в конце 2027 года. Компания предлагает расширенный вариант поддержки по более высокой цене до 2030 года и ограниченный переходный период до 2033 года, а независимые поставщики услуг (в частности, Rimini Street) обещают поддержку до 2040 года, если это не противоречит условиям контрактов клиентов с SAP.
Комиссия направила SAP официальное предупреждение. Теперь у компании есть месяц на то, чтобы изменить свою деловую практику и развеять опасения властей. Если никаких обязательств представлено не будет, Комиссия продолжит расследование, что может привести к решению о запретах и штрафах.
Компания SAP подтвердила начало официального разбирательства, указав, что ее политики обслуживания и поддержки «основаны на давних стандартах, которые широко распространены в отрасли программного обеспечения во всем мире». Компания заявила, что ее политика соответствует европейским правилам конкуренции, подчеркнув, что серьезно относится к вопросам, поднятым Комиссией, и тесно сотрудничает с ней в процессе их решения. SAP попыталась заверить акционеров в том, что действия Комиссии не повлияют на ее финансовые показатели, но не сообщила клиентам, каких изменений они могут ожидать.
Предварительное расследование касается четырех аспектов предоставления компанией SAP услуг по техническому обслуживанию и поддержке программного обеспечения ERP в Европейской экономической зоне, включающей в себя 27 государств-членов ЕС, а также Исландию, Лихтенштейн и Норвегию.
Во-первых, SAP требует, чтобы клиенты приобретали одинаковые пакеты обслуживания и поддержки по одинаковым ценам. По мнению Комиссии, это может помешать клиентам выбирать разные услуги у разных поставщиков несмотря на то, что для них это более удобно. SAP не позволяет клиентам аннулировать лицензии, которые они больше не используют. В результате тем приходится платить за невостребованные услуги. Запрещается расторгать контракты при продлении срока действия первоначальных лицензий. И наконец, в случае расторжения контрактов на обслуживание SAP взимает за повторное подключение дополнительную плату, соответствующую в некоторых случаях сумме, которую клиенты заплатили бы, если бы оставались с SAP все это время.
Подчеркивается, что клиентам важно иметь возможность выбирать между поставщиками услуг, получать справедливые цены и четкие условия, соответствующие их потребностям.
В 2022 году Еврокомиссия начала аналогичное расследование в отношении Oracle, но пока никаких решительных действий здесь пока не предпринимала.