«Против статистики не попрёшь». По состоянию на конец сентября 2025 года в аэропортах России около 500 раз вводили ограничения на вылеты рейсов.

Покрасневшее табло, ночующие на полу терминала пассажиры, уставшие представители авиакомпаний, измотанные сотрудники аэропортов и отсутствующая вовремя достоверная информация о том, что же дальше – то ли борт готовить к скорому вылету, то ли пассажиров отправлять в гостиницу. Текущий год явно войдет в историю, усыпанный золотыми «коврами».

Пока некоторые аэропорты оценивали сумму своей недополученной выручки и дополнительных расходов в 100-200 млн рублей1, у авиакомпаний счёт шёл на порядки выше: самый дорогостоящий «ковёр» в июле принёс им около 20 млрд убытков (для примера – отмена одного рейса на среднемагистральном Boeing 737-800 может обойтись перевозчику в 15-23 млн рублей)2.

Неудивительно, что встаёт закономерный вопрос: где взять деньги на покрытие этих потерь? Звучат предложения о государственной поддержке, но авиапредприятиям всё равно придётся искать собственные ответы. Ведь куда важнее понять — можно ли заранее минимизировать ущерб и предотвратить повторение таких сценариев?

Где на самом деле кроется уязвимость

Ещё в 1968 году Артур Хейли в романе «Аэропорт» красочно описал коллапс в международном хабе: снегопад, нехватка экипажей, перегруженные службы, хаос на земле. Прошло полвека, технологии шагнули далеко вперёд, но реальность показала — мир авиации изменился меньше, чем хотелось бы.

Если раньше кризис обнажал нехватку раций, бумажных расписаний и, как следствие, недостаточную осведомленность о происходящем, то сегодня слабым звеном становятся разрозненные информационные системы. Те самые технологии, которые должны помогать бизнесу, часто становятся источником новых проблем.

За последние десятилетия в авиапредприятиях накопились десятки ИТ-решений, каждое из которых решает локальную задачу:

  • одни отвечают за расписание, бронирование и продажи;
  • другие – за расстановку бортов и экипажей;
  • третьи – за распределение наземных ресурсов и контроль технического обслуживания.

На бумаге все эти процессы выглядят стройной системой. На деле — разные «островки», которые далеко не всегда понимают друг друга.

Когда все идет по плану, разобщенность не бросается в глаза. Но стоит случиться событию, и цепочка начинает рушиться: задержка борта тянет за собой смену экипажей, пропадает часть данных о багаже, пассажиры не получают актуальных уведомлений. Вручную сотрудники проверяют Excel-файлы, обзванивают коллег и надеются, что информация не устарела.

В результате ситуация, которую можно было бы купировать за минуты, разрастается в кризис. Так произошло, например:

  • с одной из североамериканских авиакомпанией в декабре 2022 года, когда устаревшая система планирования экипажей не справилась с погодными отклонениями и изменениями расписания. Тысячи рейсов были отменены, пассажиры — заблокированы в аэропортах, а компания потеряла сотни миллионов долларов;
  • или с другой авиакомпанией из США в августе 2025 года, чей рейс был вынужден вернуться в аэропорт отправления через 1,5 часа полёта и в итоге был отменен. Причиной стал временный запрет на досмотр международных пассажиров в аэропорту назначения, так как сотрудники службы безопасности не прошли надлежащую подготовку. Ситуации можно было бы избежать при наличии в аэропорту современной системы управления ресурсами3, которая бы заблаговременно проинформировала, что квалификация сотрудников истекает или требуется обучение.

Подобные случаи показывают, что корень проблемы стоит искать не в том, что где-то «неисправен борт» или «задерживается выдача багажа». Одна из корневых причин глубже – фрагментация данных и зависимость от устаревших легаси-решений, которые не позволяют авиапредприятиям оперативно реагировать на изменения окружающей среды и лишают отрасль возможности управлять рисками.

Современные авиационные предприятия работают в условиях, где неопределенность стала нормой. И при ситуациях типа плана «ковер» последствия фрагментации ИТ-систем проявляются особенно ярко. Если задерживаются один или два рейса, это не проблема, но когда отменяются десятки рейсов, перестраивается почти всё:

  • изменяется расписание,
  • истекает рабочее время экипажей,
  • на борта переназначаются рейсы,
  • запускаются отдельные процессы по размещению пассажиров и обеспечению их питанием,
  • сказывается дефицит наземных ресурсов.

Любое изменение запускает цепочку корректировок, с которыми не справляются системы, не видевшие ранее таких нагрузок. Решения принимаются с допущениями, а цена ошибки стоит десятков миллионов рублей.

Точечные улучшения не спасают: новые модули, интеграции и сервисы накладываются на старое ядро, превращая обновления в долгие и дорогостоящие проекты. Проекты, которые не дают авиапредприятиям использовать полный спектр данных при принятии решений, потому что они не создают единую цифровую основу.

От низкой эффективности к управляемости: что даёт цифровая основа

В первую очередь это возможность:

  • объединить производственные процессы в единое информационное поле;
  • видеть цельную картину производственных процессов;
  • найти в режиме реального времени оптимальное и самое экономически перспективное решение.

Что это меняет на практике? Если раньше оператору или диспетчеру в условиях сбойной ситуации приходилось реагировать на многочисленные изменения, синхронизировать множество служб, срочно обзванивать коллег и обрабатывать большой объем информации в ручном режиме, то теперь все изменилось. При использовании единого цифрового пространства на базе платформенного подхода все это происходит автоматически. Система, используя встроенные алгоритмы оптимизации (или искусственный интеллект), сама считает варианты исправления ситуации и предлагает самые эффективные решения за минуты.

Например, при плане «ковер», когда необходимо массово перепланировать расписание и перераспределить ресурсы:

  • модуль расписаний приоритезирует время вылетов рейсов и обновляет СПП;
  • модуль назначения рейсов на борта управляет распределением ВС с учетом операционных ограничений;
  • модуль управления экипажами автоматически перепланирует бортпроводников и пилотов, учитывая их лимиты рабочего времени;
  • модуль управления пассажирскими потоками перебронирует пассажиров на новые рейсы, отправляет уведомления и организует питание и размещение в гостиницах в случае задержек.

Все эти процессы работают параллельно и без лишних ручных согласований обмениваются необходимыми данными. Оператор же получает рассчитанные с учетом экономики варианты дальнейших действий и принимает окончательное решение.

Вместо лавины отмен авиапредприятия получают эффективное перераспределение ресурсов. Вместо многомиллионных потерь — чёткие инструкции по их минимизации.

По оценкам профессионалов отрасли, внедрение таких платформенных решений повышает эффективность процессов на 15–20%. В одном случае это означает экономию в эксплуатации ресурсов, в другом — сокращение убытков при нештатных ситуациях, в третьем — возможность дополнительного дохода.

Гибкость и предсказуемость как новая норма

Мир изменился. Непредсказуемость стала нормой. Политические решения, погодные аномалии, атаки дронов, технические сбои — всё это происходит внезапно и непредсказуемо. В таких условиях старые системы перестают быть для бизнеса опорой и превращаются в тормоз.

Современные цифровые платформы на микросервисной архитектуре и технологии искусственного интеллекта дают авиации шанс не только выстоять, но и работать на опережение. Они помогают моделировать возможные сбойные ситуации и минимизировать их последствия, автоматизировать принятие решений и снижать издержки ещё до того, как кризис разовьётся.

Единая цифровая основа позволит компаниям выйти из замкнутого круга «пожарного» управления. Там, где раньше решения зачастую принимались по наитию и с опозданием, появляется предсказуемость и устойчивость. Там, где внешние обстоятельства диктовали правила, авиапредприятия сам берёт управление в свои руки.

И главный выбор, который стоит перед отраслью сегодня: продолжать ли полагаться на устаревшие системы и надеяться, что «пронесет», или уже сейчас построить цифровой фундамент, который позволит не бояться следующего кризиса. Как создать цифровую платформу, читайте в следующих статьях автора.

 

Анастасия Корниенко

 

Анастасия Корниенко, директор по развитию бизнеса компании «Integro Technologies»


1  данные агентства “АвиаПорт” https://www.aviaport.ru/news/pulkovo-podschital-ubytki-ot-vremennogo-zakrytiya-neba-i-otmeny-reysov/.
2  данные “Коммерсантъ” https://www.kommersant.ru/doc/7870644.
Система управления ресурсами – Resource Management System (RMS).