По мнению исследователей из университета Макгилла (Великобритания), изучение правого регулирования использования печатного станка позволяет получить информацию, имеющую непосредственное отношение к современным дебатам о регулировании передовых цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта и виртуальной реальности.
Авторы провели всесторонний анализ реакции законодательства на развитие печатного дела с конца XV до начала XVIII века, уделив особое внимание долгосрочным социальным и институциональным изменениям. Конечная цель заключалась в том, чтобы лучше понять, как общество регулирует новые технологии.
Две ключевые закономерности проявились особенно чётко. Во-первых, реальное влияние на регулирование возможно лишь при наличии финансовых ресурсов и прямой причастности к технологии. Во-вторых, предотвратить монополизацию и цензуру можно только в случае вовлечения всех заинтересованных сторон – от независимых экспертов до гражданского общества.
Исследование показывает, как государство, религиозные власти и экономически влиятельные группы боролись и сотрудничали друг с другом, чтобы защитить собственные интересы, и какое влияние на их реакцию оказывали различные политические и социальные потрясения.
В свое время печатный станок превратил знания в товар. А сегодня ИИ является движущей силой коммерциализации данных.
Исследование согласуется с существующими представлениями о природе регулирования, основанной на интересах, подчеркивая, что правовые изменения в долгосрочной перспективе, как правило, вносятся экономической властью и заинтересованными группами.
Авторы рассчитывают продолжить исследование, с тем чтобы подвести исторический фундамент под решение сложных задач, возникающих в условиях быстро меняющегося технологического ландшафта.