Основатель Amazon Джефф Безос объявил о создании нового ИИ-стартапа Project Prometheus, первоначальные инвестиции в который составят 6,2 млрд долл. На первом этапе компания намерена сосредоточиться на производственных системах и инженерных проектах, а также на космических аппаратах. Идея заключается в том, чтобы перенести основные усилия с моделей LLM на системы, имеющие физическое воплощение. На новом предприятии Безос займет пост содиректора, а его партнером станет Вик Баджадж, физик и химик, работавший ранее в Google X – научно-исследовательском центре сооснователя Google Сергея Брина.
Чтобы добиться существенного прогресса в области материаловедения и оптимизации производства, нужны длительные циклы исследований, специализированная инфраструктура и умение продвигаться вперед постепенными шагами. Капитал в размере 6,2 млрд долл. открывает перед Prometheus возможность исследовать эту сферу в масштабах, которые мало кому доступны, но успех проекта будет зависеть от того, сумеет ли ИИ ускорить развитие по сравнению с традиционными подходами. Решение инженерных задач будет определяться научными ограничениями, промышленными реалиями и сложностью масштабирования искусственного интеллекта за пределами цифрового мира.
Новый проект знаменует собой переход к ИИ, который должен служить научному и промышленному прогрессу, а не цифровому удобству, и эта эволюция будет лежать в основе корпоративных инноваций в течение следующего десятилетия.
По сообщениям New York Times, в работе Prometheus уже заняты около 100 сотрудников, включая исследователей, привлеченных из ведущих компаний в области искусственного интеллекта, в том числе OpenAI и DeepMind. Но никакие подробности не разглашаются: официальная страница компании в LinkedIn почти пуста, а проект окружён атмосферой строгой секретности, что одни считают признаком амбициозных прорывов, а другие – показателем отсутствия готовых продуктов.
Задача искусственного интеллекта на производстве заключается в обеспечении в большей степени согласованности, чем наглядности. Заводы уже сейчас завалены данными, поступающими с различных датчиков, но изменения в производительности, качестве, штате сотрудников и стоимости оставляют желать лучшего. Чтобы приносить пользу, платформа должна интегрировать все сигналы, сформировав единый цикл принятия скоординированных решений. В случае каких-либо отклонений в операциях необходимо оперативно принимать меры к исправлению ситуации, с тем чтобы минимизировать масштабы отрицательных последствий.
Сумеет ли Безос справиться с этим? Возможно, ведь он хорошо понимает, как выстраивать интегрированные системы, сохраняющие согласованность в непростых условиях. Но производственная тема очень сложна, а судьба не всегда благосклонна к миллиардерам.
Как бы то ни было, мы видим, что ИИ уходит из офисов – в цеха, лаборатории и космос. Следующей фазой его развития должно стать не генерирование контента, а ускорение научного прогресса и промышленной оптимизации. А инвесторы-миллиардеры меняют правила игры: сегодня один человек может запустить многомиллиардный исследовательский проект, минуя венчурный цикл – быстро и централизованно, но с высокими рисками.